Парламентарии сочли продвигаемый главой Минздрава законопроект, грозящий монополизацией фармрынка, недоброкачественным и коррупционногенным
Инна Василевская
В канун новогодних праздников правительство внесло в Госдуму законопроект "Об обращении лекарственных средств", который министра здравоохранения и соцразвития Татьяна Голикова активно продвигала в течение всего 2009 года. Этому предшествовало обсуждение документа в Белом Доме 17 декабря, которое проходило в закрытом режиме. Как объясняли осведомленные источники, такой режим был связан с наличием большого количества претензий экспертов к новому законопроекту, а также подозрениями в его высокой коррупционногенности. О скандальности документа косвенно свидетельствовало и практически полное отсутствие упоминаний на лентах информагентств о том, как проходило его обсуждение в правительстве. Впрочем, деликатное молчание СМИ все же было нарушено сообщениями о внесении лекарственного законопроекта Голиковой на рассмотрение нижней палаты.
О том, какая проблема свалилась на голову депутатам, можно судить по заявлению первого заместителя руководителя фракции "Единая Россия" в Госдуме, председателя координационного совета Президиума генсовета "ЕР" по вопросам инновационного развития медицинской и фармацевтической промышленности, члена комитета по охране здоровья Татьяны Яковлевой. Парламентарий профильного комитета насчитала в новом законопроекте множество противоречий, нестыковок, а также откровенного пренебрежения нормами действующего российского законодательства и международной медицинской и фармацевтической практики. Но самое главное, по словам Татьяны Яковлевой, заключается в том, что внесенный документ "не способствует созданию конкурентных условий, а монополизм всегда является угрозой для объективности". Вряд ли в практике отечественного парламентаризма последнего времени можно вспомнить другой подобный пример столь критического отношения к уже внесенному законопроекту, да еще и со стороны столь высокопоставленного руководителя партии власти.
Что же за мину замедленного действия приготовила для дорогих россиян в наступившем году глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова?
Начать с того, что законопроект "Об обращении лекарственных средств", по мысли руководства профильного министерства, должен заменить действующий с 1998 г. федеральный закон "О лекарственных средствах". Законопроект Голиковой предусматривает изменение регулирования всех этапов обращения лекарств - от разработки препарата до проверки безопасности его применения. Если по действующему закону регистрация и экспертиза лекарственных средств проходит в Росздравнадзоре, который формально является независимой от министерства инстанцией, то нововведение предусматривает создание нового федерального госучреждения с функцией контроля за экспертизой лекарств. Однако по мысли разработчиков нового законопроекта, поддержанных министром Голиковой, это новое учреждение в отличие от Росздравнадзора должно входить в систему Минздравсоцразвития и зависеть от распоряжений его руководства. Кстати сказать, такая монополия противоречит и общепринятым мировым правилам. В зарубежной практике здравоохранения принято разделять разрешительно- контрольные функции в сфере фармацевтики, проведение аукционов и организацию эффективной медпомощи населению. Такое разделение полномочий в медицинской отрасли противодействует коррупции и служит гарантией от монополизации рынка лекарственных средств, которая ведет к необоснованному росту цен. Однако руководство российского Минздравсоцразвития решило иначе.
Чем предложенные в новом законопроекте изменения чреваты для фармацевтической отрасли, а в конечном счете и для всех потребителей лекарств, можно судить по схожим инициативам министра Голиковой, которые уже обрели скандальную известность. Например, по инициативе Минздравсоцразвития нашим ответом свиному, птичьему и прочим разновидностям гриппа был признан препарат "Арбидол". И хотя этот препарат на самом деле является лишь общеукрепляющим средством, а не вакциной, на его приобретение было решено направить существенную долю отраслевого бюджета. Скандальность ситуации в том, что основным производителем "Арбидола", а значит, и получателем бюджетных инвестиций, является компания "Фармстандарт", возглавляемая давним другом семьи Голиковой-Христенко - Виктором Харитоновым. Та же история - с живой гриппозной вакциной (ЖГВ), закупки которой по осени щедро финансировались Минздравсоцразвития, несмотря на предупреждения вирусологов и иммунологов о серьезных побочных эффектах этого препарата. Возможно, это и чистая случайность, но основным производителем ЖГВ, а значит, и удачливым бюджетополучателем стал производитель иммунологических препаратов ФГУП НПО "Микроген", который возглавляет женатый на сестре супруги Харитонова бизнесмен Лев Григорьев. Такой вот семейный подряд.
Другие фармпроизводители не раз замечали, что процесс госзакупки лекарственных средств нынче превратился в череду сплошных преференций для компаний, близких к министерской паре Голиковой-Христенко. При этом предпочтения избранным участникам рынка зачастую отдаются в обход тендеров, что нарушает законы о госзакупке лекарств и конкуренции. В случае же успеха законопроекта "Об обращении лекарственных средств" под монополизацию министерского тандема подпадало бы не только производство лекарств, но и их экспертиза с регистрацией. Словом, продвигая новый законопроект, Минздравсоцразвития претендовало на то, чтобы единолично и регистрировать лекарства, и формировать списки ДЛО (программы дополнительного лекарственного обеспечения), и проводить аукционы по закупке лекарственных препаратов. В общем, такой комплексный подход к лекарственному бизнесу. В случае принятия закона фармацевтические компании, подконтрольные министерской семье, получили бы полную монополию на многомиллиардные бюджетные потоки, которые государство направляет на закупку лекарств. Какие откаты в этом процессе оседают в карманах ключевых чиновников, остается только догадываться.
О том, что новый законопроект "Об обращении лекарственных средств" не выдерживает никаких тестов на коррупцинногенность, неоднократно заявляли и специалисты, и эксперты, и представители общественных объединений. Так, в обращении отраслевых ассоциации фарминдустрии к вице-премьеру Александру Жукову говорилось, что законопроект разработан без участия фармсообщества и нуждается в пересмотре, а его принятие может ухудшить ситуацию в сфере обращения лекарственных средств и снизить доступность лечения.
А вот что сказано в заключении о законопроекте специалистов Ассоциации Российских фармацевтических производств: "…наличие единственного экспертного центра по проведению работ по экспертизе лекарственных средств, предусмотренного в законопроекте, не способствует созданию конкурентных условий". С резкой критикой законопроекта "Об обращении лекарственных средств" выступила и Ассоциация организаций по клиническим исследованиям. Специалистов возмутила идея искусственного отделения экспертизы от процесса регистрации лекарственных препаратов. В соответствии с проектом нового закона, контрольные функции государства сводятся к выдаче регистрационного удостоверения, а качественная оценка препарата переходит в ведение некоего нового федерального автономного учреждения. По такой схеме государство уже не будет нести ответственность за рынок небезопасных и неэффективных лекарств. Вместе с этим ликвидируется и обязательная регистрация субстанций, из которых изготавливаются лекарства. Если сегодня Росздравнадзор обязан составлять рейтинги фармпроизводителей по качеству производимой продукции, то по новому закону эта функция будет фактически отменена. А ведь только в 2009 г. надзорное ведомство выявило несколько десятков серий фальсифицированных фармацевтических субстанций. Такой список выставлен на сайте Росздравнадзора, что позволяет аптечным системам избегать закупок некачественных препаратов. В выигрыше от этого в первую очередь потребители лекарств. Так, один из самых популярных лекарственных препаратов - "Парацетамол" китайского производства, главным поставщиком которого на российский рынок является уже упомянутая компания "Фармстандарт", признан некачественным лекарством, применение которого чревато серьезными угрозами здоровью. Очевидно, что отмена жесткого контроля за качеством препаратов, которого на самом деле добивались лоббисты нового законопроекта, на руку лишь недобросовестным поставщикам. И, естественно, их покровителям в чиновничьей среде.
С легкостью отметая все возражения оппонентов нового законопроекта, министр Татьяна Голикова уверяла, что продвигаемый ею регулирующий документ будет способствовать эффективному контролированию цен на лекарственные препараты. Однако, как считают эксперты, обещание "заморозить цены" в рамках голиковского проекта госрегулирования уже в 2010 году приведет к негативным последствиям на фармацевтическом рынке: в частности, это может обернуться снижением доли отечественных препаратов, а также резким ростом цен на 12 тысяч наименований лекарств, не входящих в список жизненно-важных и необходимых лекарственных средств (ЖВНЛС). Кстати, перед новогодними праздниками председатель формулярного комитета РАМН академик Андрей Воробьев направил в адрес президента РФ Дмитрия Медведева и премьера Владимира Путина письма, в которых выразил тревогу по поводу того, что в новом законопроекте министра Голиковой исключены из списка ЖВНЛС целых 150 наименований лекарственных препаратов, необходимых для лечения онкологических заболеваний, астмы, диабета, туберкулеза и других серьезных недугов.
А в опубликованном в декабре 2009 г. заявлении Всероссийского Союза общественных объединений пациентов напрямую говорится о коррупционногенности законопроекта Голиковой: "Проект закона с избытком описывает вопросы регулирования - самые коррупционноемкие и создает почти безграничные условия для коррупции - и не решает вопросы бесплатного и льготного обеспечения, что является очевидным его недостатком. Данный проект снимает ответственность с органов государственной власти за качество регистрируемых препаратов, оставляя за ними лишь выдачу регистрационного удостоверения и ведение государственного реестра лекарственных препаратов. Механизм принятия решения о регистрации ЛС на основе заключения эксперта крайне удобен для коррупционеров".
Отрадно, что в профильном комитете Госдумы РФ и руководстве партии "Единая Россия" вовремя усмотрели все опасности предложенного министром Татьяной Голиковой законопроекта и прилагавшихся к нему новых методик расчета ценообразований на лекарства. Вопрос лишь в том, выдержит ли депутатский барьер крепчающий натиск лоббистских усилий со стороны семейно-министерского дуумвирата.