9 февр. 2010 г.

Рекламные трюки Владимира Макарова

Уголовное дело председателя комитета рекламы г. Москвы пытаются развалить с помощью "высоких связей" и "жалобного пиара"

Алексей Кубаренко

В последние дни прессу заполонили материалы, посвященные председателю Комитета рекламы города Москвы Владимиру Макарову. Чиновник, напомним, подозревается в крупных финансовых махинациях и нанесении ущерба бюджету столицы, за что находится под стражей. Но если верить его высокопоставленным заступникам, то чиновник совершенно зря сидит за решеткой и вообще он «хороший парень».
И это только внешняя сторона неприкрытого давления на правосудие. Ну а то, что происходит за рамками общественного внимания вряд ли можно отнести к признакам правового государства.
Дело в том, что лукавые эмоции заинтересованных лиц никак не соотносятся с фактическими обстоятельствами уголовного дела, свидетельствуя отнюдь не в пользу арестанта и его ходатаев. Дело в том, что основанием для начала уголовного преследования Макарова стали материалы аудита, проведенного по поручению мэра Москвы в ноябре 2007 г. Именно тогда главным управлением финансового контроля города Москвы была проведена проверка, в ходе которой были вскрыты факты, свидетельствующие о том, что предоставление Макаровым льгот компаниям ОАО «Мосгорреклама» и ЗАО «Рекламная Фирма «Столица-М» было незаконным.
И, более того, повлекло за собой нанесение ущерба бюджету города Москвы в размере около 130 млн рублей. Особое внимание стоит обратить на тот факт, что, осознавая неоднозначность, а точнее незаконность своих действий, Макаров скрыл факт предоставления льгот и подписание соответствующих соглашений с рекламными компаниями. Скрыл не только от вице-мэра Шанцева, курирующего в то время рекламный комитет, но и от руководства департамента финансов, департамента экономической политики и развития города. Более того, в распоряжении следствия имеются материалы о том, что «Макаров В.П., в нарушение установленного порядка без обязательного проведения конкурса заключил значительное количество государственных контрактов по завышенным ценам с ЗАО «ИМА-Пресс», ЗАО «Информэнерго» и другими юридическими лицами, на 50 % принадлежащими его супруге Макаровой О.В.». И снова вырисовывается ущерб городу.
Что же касается льгот для ОАО «Мосгорреклама» и ЗАО «Рекламная фирма «Столица-М», то здесь была реализована удивительно простая схема. Скидка представлялась за то, что ОАО «Мосгорреклама» и ЗАО «Рекламная Фирма «Столица-М» за счет собственных средств будут изготавливать перетяжки с социальной и городской информацией.
Однако: «Данные об участии ОАО Московская городская реклама» и ЗАО «Рекламная фирма «Столица -М» в оформлении города за собственные средства в Комитете рекламы отсутствуют» — писал в органы зам. председателя Комитета по рекламе А.Д. Менчук. Более того, за период действия соглашений кроме льгот ОАО «Мосгорреклама» и ЗАО «Рекламная фирма «Столица-М» получили дополнительно еще и 188 млн полновесных рублей из бюджета города за изготовление, монтаж-демонтаж «социальных» перетяжек. Таким образом, общая сумма ущерба для Москвы, чей бюджет и без того испытывает постоянный дефицит, составила 318 млн рублей.
И казалось, что жесткая правовая оценка, в том числе и в суде, не заставит себя долго ждать. Ведь налицо и факты, и признаки совершения должностного преступления, и даже тяжких последствий в виде значительного материального ущерба, но… Но «вдруг» с уголовным делом Макарова стали происходить загадочные метаморфозы.
Так, 16 ноября 2009 года по указанию одного из заместителей Генерального прокурора РФ Гриня В.Я. проводилась проверка оперативных материалов ФСБ. Эти данные представлялись в суд при избрании Макарову меры пресечения — содержание под стражей. Все бы ничего, но всплыло одно обстоятельство: проверка проводилась не на основании материалов, полученных в ходе надзора, а по материалам, предоставленным… защитниками попавшегося чиновника. Каково?
Ну а 31 декабря 2009 г. дело вновь в спешном порядке передается «для завершения расследования и последующего направления в суд» в Следственное управление следственного комитета при прокуратуре РФ по г. Москве. На этом лихорадочном фоне ходатаи Макарова инициируют целую PR-кампанию в его защиту. На головы граждан хлынули телевизионные сюжеты и вал статей «о недопустимости содержания под стражей лиц, впервые совершивших экономические преступления». И все словно забыли, что инкриминируемое Макарову уголовное деяние относится к категории преступлений против государственной власти и интересов государственной службы. То есть основ государственности. Но кого волнуют законы и интересы государства, когда речь о «друге»?
Теперь же сотрудники Следственного управления СКП по городу Москве, усомнившись в компетентности вышестоящих (!) следователей из Главного следственного управления СКП и сотрудников Генеральной Прокуратуры России, подтвердивших законность возбуждения уголовного дела, обоснованность предъявленных обвинений и ареста, считают, что совершенные Макаровым деяния не являются тяжкими, а ущерб в 318 млн — это, де, несерьезно. Ладно бы в этом всех пытались убедить адвокаты — это их хлеб.
Но нечто подобное звучит и из уст людей при погонах и должностях, вроде руководителя столичного СКП Анатолия Багмета, который до недавнего времени считался одним из самых принципиальных сотрудников СКП. Судя по его позиции чиновникам Правительства Москвы можно сообщить, что любые их действия, наносящие ущерб городу в размере до 318 млн рублей, отныне считаются детскими шалостями а, следовательно, можно и не волноваться за последствия, ведь Анатолий Михайлович «отвечает». Следующим шагом «принципиальных» московских следователей, похоже, будет освобождение «рекламного мученика» Макарова из-под стражи, за что, надо полагать, «узник совести» отплатит им сторицей. Может быть, из тех самых 318 млн рублей — или зря что ли все так старались?
После чего с высокой степенью вероятности можно предугадать судьбу очередного антикоррупционного дела. Скорее всего, дальше следователи «замотают» дело и «неожиданно» придут к выводу, что Макаров действовал вполне законно. И такие выводы, вероятно, будут подсказаны на ушко начальнику 2-го отдела по расследованию особо важных дел СУ СКП по городу Москве Малюкину В.И. его женой Малюкиной О.И. Она, по странному стечению обстоятельств является… советником начальника правового управления Правительства Москвы. Это подразделение мэрии, кстати, одним из первых, по принципу «круговой поруки», включилось в работу по «вытаскиванию» чиновника с нар и поиску каких-либо аргументов во спасение подследственного.
Глядя на все происходящее — на суетящихся московских чиновников и депутатов федерального уровня, — увы, выводы напрашиваются печальные. Видимо, все-таки пока не по зубам ведомству господина Бастрыкина «крупная рыба» в лице высокопоставленных чиновников. Куда проще рапортовать на самый верх об арестах нерадивых сержантов милиции, врачей и пожарных — статистика с отчетностью при этом совсем не страдает. А бюджет — он же общий, то есть по логике зарвавшихся чиновников и правоохранителей — ничей. Значит, так уж получается, махинации с казной можно проворачивать вполне безнаказанно. Если все же прихватят, то прикроют, заступятся, жалобные письма напишут, в газетах и по ТВ нарисуют образ «невинной жертвы».
Поражает, однако, что во всем этом участвуют, те, кто по должности и службе обязан «ловить и выявлять». Практика же показывает, мягко говоря, обратную картину.
В результате общество, в который уже раз, столкнулось с явной дискредитацией линии президента России, направленной против коррупции в органах власти. Поэтому сложно понять для чего же существуют не только нормативные документы и законы, но и Межведомственная комиссия по противодействию коррупции? Для чего работают сотрудники СКП Москвы, если действия господ из этого же ведомства — Багмета и Малюкина — напоминают попрание закона, не говоря уже о дискредитации смысла службы «ока государева». Может быть, высокие служители закона запамятовали о том, что «свято место пусто не бывает»? А зря. Ведь если «мученик» Макаров выйдет на свободу, то кто-то непременно займет его место. Не верите — спросите у Президента.
________