Аркадий Сторин
В конце апреля ожидается избрание Председателя Правительства Карачаево-Черкесской республики. По закону Председатель Правительства назначается Главой региона по согласованию с Народным Собранием. Утверждение главы республиканского правительства имеет для Президента КЧР Бориса Эбзеева особое значение, так как станет индикатором степени его политического влияния.
Осенью 2009 года депутаты Народного Собрания КЧР несколько раз отклонили кандидатуру Вячеслава Дерева, предложенную Борисом Эбзеевым в качестве представителя республики в Совете Федерации РФ. Депутаты дали понять главе региона, что его авторитет не является непогрешимым, а выбор - не единственно возможным.
Президент фактически был вынужден искать компромиссную кандидатуру, которой стал бывший глава республиканского парламента Зураб Докшоков. Фрондерство парламента стало для Эбзеева неприятным сюрпризом. Похоже, в настоящее время в республике у него есть только одна надежная точка опоры – его давний друг и соратник Ратмир Айбазов. Председатель Правительства может стать второй точкой опоры и укрепить позиции главы региона. Поэтому борьба этот пост обещает быть жаркой.
Единственная опора
В республике давно циркулируют слухи о том, что Эбзеева и Айбазова связывает не только давняя дружба, но и определенные обязательства.
Дружба земляков берет начало в стенах Саратовского юридического института, который они оба заканчивали еще в 70-х годах. Вероятно, на почве обостренного чувства землячества, молодые люди неплохо развлекались вдали от суровых кавказских моральных законов. Итогом разгула горячей крови, как известно, особо любящей женский пол, стало тюремное заключение Айбазова сроком до семи лет. Злые языки поговаривают еще и сейчас, что Айбазов всю вину взял на себя как настоящий кунак.
В апреле 1979 года Ратмир Айбазов был осужден Народным судом Кировского района г. Саратова по статье 117 часть 2 УК РСФСР. В мае 1981 года он был замечен на строительстве подземных хранилищ газа р.п. Степное, Советского района Саратовской обл.
«Спасенный» же Эбзеев с «чистой совестью» продолжил восхождение по карьерной лестнице вплоть до профессора и судьи Конституционного Суда.
Айбазов провел в тюрьме три с половиной года, поскольку судимость была признали судебной ошибкой. Позднее все материалы этого дела бесследно исчезли. В смутные 90-е Айбазов влегкую защищает кандидатскую и докторскую диссертации.
Но не только научная деятельность привлекала предприимчивого Айбазова. В это же время он создает кооператив «Карачай». Чем занималась эта фирма, ясно из публикации журнала «Коммерсант Власть». Уважаемое издание сообщает о том, что в августе 1999 «в отношении Айбазова прокуратурой КЧР возбуждено уголовное дело по статье 159 УК РФ (мошенничество в особо крупных размерах) в связи с подделкой подрядных договоров и завышением цен на выполненные работы (фирма «Карачай» при погашении кредитной задолженности получила акции «Зеленчукских ГЭС», принадлежавшие «Севкавгидроэнергострою»)».
Вполне возможно, что дело не ограничилось бы ГЭС, если бы не вмешалась прокуратура Карачаево-Черкесской республики.
Пришлось Айбазову уйти из бизнеса в политику. Как соратник и родственник бывшего Президента Мустафы Батдыева, Айбазов занял место в Совете Федерации России.
Но настоящий звездный час Айбазова настал после прихода к власти Эбзеева. Старый друг, видимо, не забыл оказанную ему когда-то в Саратове услугу. Иначе, чем объяснить появление у Айбазова роскошных машин, а также привилегии распределять по собственному усмотрению тендеры на проведение строительных работ. Таким образом, два друга снова работают в одной команде.
Потенциальная опора
Эбзеев, как опытный политик, понимает, что стоять на одной ноге, даже очень надежной, очень не дальновидно. Председатель Правительства республики должен стать второй точкой опоры. Скорее всего, по сложившейся еще с советских времен традиции, высший правительственный пост займет представитель черкесского народа.
Среди возможных кандидатур называют представителя Народного Собрания в Совете Федерации Зураба Докшокова. Его уход с поста главы законодательного органа власти осенью прошлого года многие сочли промежуточным ходом в большой политический игре. Как отметил сам Борис Эбзеев, Докшоков «человек очень знающий, высокопрофессиональный, ориентированный на совместную работу, человек, который настроен не на противостояние, а на результат, на решение главных социально-экономических проблем в республике».
Не менее достойные кандидаты - братья Деревы, Вячеслав и Хаджи-Мурат, пустившие в развитие машиностроения наследство умершего брата - Станислава. Братья намерены занять лидирующие позиции на рынке по продажам «железных» коней компании «DERWAYS». Бизнес братьев растет как на дрожжах под присмотром Бориса Эбзеева. Прошлой весной бизнесмены, по старой доброй традиции, «замаслили» фортуну, подарив сразу три новеньких автомобиля своему попечителю. Последний, в свою очередь, поспешил передарить «железных» коней слабо защищенным слоям населения – постояльцам Психиатрической больницы и Дома престарелых. Психически больные и пожилые люди, может, и рады были подарку, но такого меценатства не поняли депутаты. Как известно, депутаты Народного Собрания Карачаево-Черкесии в ходе тайного голосования большинством голосов отклонили кандидатуру Вячеслава Дерева на пост представителя парламента в Совет Федерации Федерального Собрания РФ.
Также Эбзеев может сделать ставку на молодого да раннего главу Хабезского района Рауфа Арашукова. Рауф Арашуков, в свои 23 буквально взлетевший на вершины власти, юрист, как и глава Республики. Он активно занимается благими делами в своем районе: раздает премии социальным работникам в канун государственных праздников, отправляет паломников в Мекку и т.п. Что и говорить - молодым у нас дорога. Нужно отдать должное молодости: Рауф – завсегдатай совещаний с участием политических лидеров края и «вылазок» (именуемых в СМИ рабочими поездками по аулам) самого Эбзеева.
Банкующий или марионетка
Придя к власти, Эбзеев был уверен в том, что его политическая игра сложится как нельзя лучше, а сам он будет банкующим, в отличие от предшественников – экономиста Мустафы Батдыева, укреплявшего свои ряды из родных и близких, и президента-генерала Владимира Семенова, лихо махавшего шашкой в кулуарах коридоров власти.
Своим основным оружием в достижении поставленных целей Эбзеев избрал собственные дипломатические способности. Если Президент КЧР сможет найти опору в черкесской среде, это существенно расширит его возможности для политического маневра. И если одна нога вдруг захромает или откажется идти в нужном направлении, Эбзеев сможет перенести политический вес на другую – здоровую. Ведь раскладывать яйца по разным корзинам – главный принцип работы любого здравомыслящего политика.