Рейдеры не хотят нормальных отношений между Москвой и областью
Анатолий Скоробогатко
Давняя и деликатная проблема разграничения территорий между Москвой и Московской областью близка к разрешению. Заместитель мэра Валерий Виноградов заявил, что спорных вопросов практически не осталось и к концу года процесс будет завершен. Эта весьма позитивная новость, на самом деле, позитивна не для всех. Неурегулированность земельных отношений позволяла отдельным предпринимателям проводить полузаконные и даже вовсе не законные схемы по отъему собственности – то, что обычно называется рейдерством.
Бизнес-тренинг по-рейдерски
Именно такая история происходит сейчас на границе московского Зеленограда и Солнечногорского района московской области. Там претендует на 125 га земли с постройками некое ООО «СК Строй-Инвест» с уставным капиталом 10 тысяч рублей и владельцами в виде трех офшоров.
Претензии «Строй-Инвеста» опираются на старое (вероятно, подписанное задним числом) постановление Солнечногорского головы. Ситуация осложняется тем, что эту фирмочку объявляют частью оборонного холдинга «Зенит». «Зенит» якобы хочет на этой территории развивать свое стратегически важное производство.
На самом деле, уникальное советское оборонное НИИ «Зенит» несколько лет назад захвачено рейдерской группировкой Александра Гончара. Г-н Гончар хорошо известен правоохранительным органам, не раз против него возбуждались уголовные дела в самых разных субъектах федерации по хищениям и банкротствам на Хрустальненской оловодобывающей компании, на Среднеуральском медеплавильном заводе, Качканарском горнообагатительном комбинате, дважды он был в федеральном розыске.
Была рядом с Гончаром и кровь. В 2000 году Гончар обвинил своего партнера Валерия Кулика в присвоении денег. Кулик провел некоторое время в СИЗО, но в конце концов был оправдан. А вскоре после выхода на свободу его расстреляли в собственном подъезде. При этом Гончар продолжал требовать у семьи покойного деньги. Вот такой человек и стал во главе бывшего НИИ «Зенит».
Оборона и уголовный кодекс
Теперь, по классической рейдерской схеме, на предприятии образовалось два руководства: законное в лице профессоров Енгояна и Магомедова и незаконное в лице ставленника Гончара г-на Ивкова. Далее последовал жесткий захват территории.
Начальник законной службы безопасности секретного объекта Василий Прудиус погиб в собственном кабинете. Перед этим, как показывали очевидцы, в кабинет заходил начальник «альтернативной» безопасности, близкий к Гончару г-н Новиков с чем-то вроде бейсбольной биты в руках.
На этом этапе проявилась вся мощь личных связей г-на Гончара. Несмотря на показания свидетелей, следствие решило, что Прудиус просто упал на ровном месте и дело было прекращено. После этого для г-на Гончара открылся путь к окончательному контролю над «Зенитом». НИИ под его руководством зачем-то взяло кредиты, которые не смогло погасить. Кредиторами оказались фирмы Гончара. ОАО «НИИ «Зенит» было обанкрочено, а его недвижимость и нематериальные активы проданы на конкурсе. Выиграла конкурс, опять же, фирма г-на Гончара «СКБ «Зенит».
Девяностые закончились
Результатом захвата «Зенита» Гончаром стало фактическое превращение оборонного НИИ, не имеющего аналогов в России, в здание под аренду. Поисковые системы показывают порядка 60 фирм, которые предлагают на площадях НИИ услуги, не имеющие даже косвенного отношения не то, что к оборонной отрасли, но даже и вообще к науке. В списках предприятий оборонной отрасли или стратегических предприятий РФ «Зенит» больше не числится, лицензия Рособоронпрома каким-то образом получена, но никогда не была реализована.
Теперь «Зенит» стал плацдармом для захвата 125 га московской земли для якобы развития оборонного комплекса. Однако судя по тому, что на части спорной территории партнер Гончара г-н Евсегнеев пытается развивать логистический бизнес, вовсе не для оборонки старается сейчас Гончар.
Вот почему процесс разграничения территорий между Москвой и областью вряд ли по душе г-ну Гончару. В рамках этой процедуры действующий глава Солнечногорского района отменит незаконное постановление своего предшественника, и абсурдные претензии на чужую землю окончательно потеряют смысл.
На этом можно будет ставить точку в истории с землей, но не в истории Гончара. Лихие девяностые закончились. Ситуация изменилась и связей на уровне подмосковного района уже не хватает. Суды все чаще принимают решения не в пользу Гончара. Уголовное дело о незаконном банкротстве «Зенита» развивается. Дела о гибели Василия Прудиуса и Валерия Кулика возобновлены. А г-н Гончар все больше времени теперь проводит в Италии, где у него есть и фирма, и недвижимость, и вид на жительство, – видимо, понимает, что на московской земле ему делать больше нечего.