Томичи могут стать заложниками транснациональной корпорации, известной по коррупционным скандалам в сфере ЖКХ
Людмила Феоктистова
Уже в конце августа мэрия Томска планирует сдать в долгосрочную аренду городские сети водоснабжения частному инвестору. Среди коммерческих компаний, специализирующихся на управлении активами водопроводно-коммунального хозяйства, существуют, безусловно, ответственные и эффективные операторы. Есть такие и в России. Однако сегодня одним из претендентов на обслуживание региональных систем жизнеобеспечения российских регионов выступает международная корпорация Veolia Environnement, прославившаяся на весь мир коррупционными скандалами, огромными штрафами за экологический ущерб и драконовскими тарифами для потребителей.
Вопрос об аренде сроком на 25 лет связан с надеждами городской администрации на реконструкцию системы водоснабжения и водоотведения Томска, изношенность которой в настоящее время достигла 75%. Модернизация водоводов и системы канализации обойдется в 1 млрд. рублей, а средства должны быть инвестированы в ближайшие три года. Если городские сети достанутся Veolia, томичи рискуют остаться и без воды и без канализации, сточные воды без очистки будут попадать в реки Томь и Обь, а рост тарифов только за год может вырасти на 50 %, как это было уже в других странах мира – США, Аргентине, Венгрии и др.
Корпорации Veolia Enveronnement является объектом критики со стороны многих западных СМИ, общественных организаций и властей разного уровня. Как написала английская газета Star, в Шеффилде компания Veolia регулярно нарушает сроки очистки резервуаров, в которых скапливаются отходы. Эксперты считают, что это представляет потенциальную угрозу для здоровья горожан и может стать причиной экологической катастрофы.
В начале июля американское независимое интернет-издание «Голос Сан-Диего» написало, что 9 крупных городов в штате Калифорния вернули свои системы водоснабжения в муниципальную собственность. Как подсчитали в городе Петалума, при муниципальном управлении затраты были на 18% ниже, чем под управлением Veolia, и городской бюджет мог бы сэкономить порядка 1,6 млн. долларов.
Еще с более резкой критикой деятельности транснациональной корпорации выступила известная американская некоммерческая исследовательская организация Public Citizen ("Гражданин за общественные действия"), защищающая права потребителей. В рамках кампании за сохранение воды в общественной собственности Public Citizen подготовила аналитический доклад об истории создания и деятельности Veolia в разных странах мира.
Согласно документу, чистая прибыль корпорации составляет порядка 3,6 млрд. долларов в год, 40 % из которых приходится на продажи услуг по водоснабжению и водоотведению. Ранее компания называлась Compagnie Generale des Eaux и поставляла воду жителям французской столицы, в последствие была переименована в Vivendi Environnement и входила в состав транснациональной корпорации Vivendi Universal, которой также принадлежали киностудия Universal Studio, компания Multimedia Entertainment, компания кабельного телевидения HBO Asia, компания звукозаписи MCA Records, сеть кинотеатров Cineplex Odeon и т.д.
Аналитики полагают, что все эти приобретения французского олигарха Жана-Жака Мерсье оплачивали потребители воды. В недавно опубликованной книге бывшего сотрудника Vivendi Жана-Люка Тули (Jean-Luc Touly) и занимающегося расследованиями репортера Роже Ленгле (Roger Lenglet) говорится, что к 1996 году фонд "капитальных усовершенствований Vivendi” составлял 27 млрд. франков. Именно эти средства, которые должны были пойти на модернизацию пошли на диверсификацию бизнеса Мерсье.
В 2002 году Vivendi избавилась от непрофильного актива - Vivendi Environnement, после чего название компании изменилось на Veolia Environment, но суть ее деятельности, считают авторы доклада, осталась прежней: «дефицитные запасы пригодной для потребления человеком воды всей планеты контролируются как товар, который должен покупаться, продаваться», а цены него должны обеспечивать максимальные прибыли корпорации. Этой логике подчинена вся деятельность корпорации: «Veolia пытается расширить свой контроль над мировыми запасами воды на всех континентах», - пишут авторы доклада Public Citizen.
В настоящий момент корпорация присутствует в 84 странах мира и обслуживает более 110 млн. клиентов. При этом, как отмечают аналитики, Veolia Environnement «теперь концентрируется на сокращении задолженности и долгосрочных контрактах на услуги и управление, с чистым движением наличности и лишь незначительными капитальными обязательствами». «Это - контракты, где компания может взять в лизинг активы и собирать выручку без необходимости сколь-нибудь серьезных капитальных инвестиций в обслуживание, расширение или обновление инфраструктуры водных систем», - пишут авторы доклада и называют это «грабежом потребителей».
Чтобы получить лакомые кусочки городских водоводов, представители Veolia готовы на все. Один из самых излюбленных их приемов – подкуп должностных лиц. Только в 90-х годах несколько мэров французских городов получили значительные штрафы и уголовные наказания сроком до 18 месяцев. При этом суммы взяток достигали 2 млн. долларов. Но наиболее часто, как полагают авторы доклада, «Veolia применяет такие коррупционные методы в развивающемся мире с учетом слабости законов и юридических институтов там». Понятно, что к числу таких стран принадлежит и Россия, где коррупция давно уже стала один из системообразующих факторов.
Что-то подобное уже происходило в аргентинском городке Тукуман. После получения контракта Veolia, на 95 % увеличила тарифы для населения - вода оказалась не по карману большей части горожан, а ее качество не соответствовало необходимым санитарным нормам. «В январе 1996 года потребители воды в городе Тукуман обнаружили, что из кранов течет грязная коричневая жидкость. Вода в основном источнике водоснабжения, водохранилище El Cadillal, содержала высокую концентрацию растворенного марганца со стен плотины. Когда для дезинфекции был добавлен хлор, вода приобрела темно-коричневый цвет», - пишут авторы доклада.
Вообще, у Veolia один из самых плохих послужных списков в сфере экологии. Компания уже заплатила многочисленные штрафы за экологические преступления. Одна из самых вопиющих ситуаций, связанная с деятельностью Veolia, произошла в США в июле 2001 года. Из-за возгорания электрооборудования завод по очистке сточных вод остановился и фекалии в течение двух часов текли в реку Миссисипи. Член городского совета Нового Орлеана Джим Синглтон (Jim Singleton) заявил, что, как ему сообщили чиновники комиссии водоканала, Veolia знала о проблемах с оборудованием в течение нескольких недель, понимала, что может быть причинен серьезный ущерб, но не предприняла никаких шагов.
Российская система водоснабжения и водоотведения, безусловно, требует серьезной модернизации. Кремль не раз заявлял, что в деле реформирования ЖКХ рассчитывает на государственно-частное партнерство, на частные инвестиции, на опыт и компетенции коммерческих операторов. Однако выбор этих операторов – серьезное дело, цена ошибки в котором слишком велика. Доказательством тому может служить глобальный послужной список Veolia, изобилующий коррупцией, нарушенными обещаниями, ущербом для окружающей среды и завышением цен.