Сергей Рондарев
В нашем распоряжении оказался довольно удивительный документ — письмо депутата Госдумы, члена фракции КПРФ Виктора Илюхина главе правительства Владимиру Путину. Депутата-коммуниста чрезвычайно заинтересовала судьба российского металлургического гиганта — ОАО «Норильский никель» — и он спешит поделиться этой заинтересованностью с премьером.
По мнению Виктора Илюхина, вокруг «Норильского никеля», «играющего особую роль в российской цветной металлургии и металлургическом комплексе страны в целом» (депутат неплохо владеет экономическими показателями деятельности ОАО и перечисляет некоторые из них: 20% мирового производства никеля, более 50% — палладия и свыше 20% — платины, более 34,2 млрд. руб. налоговых отчислений за 2009 год), сложилась «крайне тревожная ситуация». В чем же ее тревожность? А в том, что, как считает коммунист Илюхин, под угрозой оказалась «система неформального участия государства, его представителей в контроле за деятельностью стратегического предприятия». Угроза эта якобы возникла на общем собрании акционеров «Норильского никеля» 28 июня 2010 года. Когда «фактические представители государства, вопреки предварительным договоренностям между Правительством РФ и частными акционерами совладельцами компании, остались «за бортом».
Виктор Илюхин не расшифровывает, кто остался за бортом и за каким, собственно, бортом. Можно предположить, что кого-то из «фактических» (стало быть, неформальных) представителей государства уронили в воду во время прогулки на катере. Хотя из контекста депутатского письма премьеру любому человеку, более или менее знакомому с ситуацией вокруг ОАО «Норильский никель», становится понятно, о чем ведет разговор депутат. По всей видимости, он имеет в виду, что бывший председатель совета директоров «Норильского никеля» Александр Волошин не попал в новый состав совета. Потому что ему немного не хватило голосов. Похоже, именно Волошин, по мнению Илюхина, и является тем самым «фактическим представителем государства». Неясно, впрочем, что и откуда депутату известно и о подобном статусе Александра Волошина, и о неких «предварительных договоренностях» между Правительством и акционерами «Норильского никеля». Может статься, что и само Правительство об этом тоже ничего не знает, а «предварительные договоренности» существуют только в болезненном воображении людей, побудивших депутата Илюхина обратиться к премьеру Путину.
Дальше — больше. Виктор Илюхин грозит Владимиру Путину, что если «острый конфликт» между акционерами «Норильского никеля» не будет немедленно прекращен, на предприятиях ОАО могут возникнуть социальные волнения. Нечто похожее мы помним. В 2009 году один из нынешних крупнейших акционеров «Норильского никеля», чтобы получить поддержку со стороны главы Правительства, продемонстрировал миру социальные волнения в городе Пикалево Ленинградской области. Отработанная технология. Не ее ли в данном случае имеет в виду депутат Илюхин?
Затем Виктор Илюхин походя обвиняет менеджмент «Норильского никеля» в том, что этот менеджмент «ввел в заблуждение государственные органы и общественное мнение», распространив информацию о том, что Генпрокуратура и ФСФР не видят оснований для вмешательства в результаты общего собрания акционеров 28 июня. По официальным данным госорганов, похоже, так оно и есть. Другое дело, что один из акционеров — по-видимому, «Русский алюминий» Олега Дерипаски — никак не может смириться с не благоприятным для себя результатом проверки госорганов. И, кажется, депутату Илюхину внутренняя позиция «Русского алюминия» известна хорошо, даже слишком. Иногда складывается впечатление, что и само письмо коммуниста Владимиру Путину готовилось где-то в недрах чрезвычайно активной пиар-службы «Русского алюминия».
Однако кульминацию депутат (опять же, возможно, при помощи пиарщиков Олега Дерипаски) приберег на конец. В конце письма Илюхина Путину нас ждут сразу две сенсации. Сенсация первая: Илюхин прямо предлагает Путину осуществить «возмездную национализацию» «Норильского никеля». И, нисколько не смущаясь и не стесняясь, указывает премьеру путь такой «возмездной национализации»: выкуп у «Русского алюминия» принадлежащих ему 25.13% акций ОАО «Норильский никель». После такого предложения еще можно верить, что за действиями Илюхина не стоит Дерипаска. Хотя вера тает просто на глазах.
А вторая сенсация такова: Виктор Илюхин жалуется Владимиру Путину на президента Дмитрия Медведева. Депутат строго указывает премьеру, что еще 16 июля 2010 года обратился с аналогичной просьбой о «национализации» к президенту. И после этого — ничего не произошло. Значит, Путин — последняя надежда и опора Илюхина. А точнее, того акционера «Норильского никеля», который за ним стоит.
Слухи о том, что Олег Дерипаска хочет «пристроить» государству свой пакет акций «Норильского никеля» за сумму, превосходящую рыночную стоимость пакета ($9-10 млрд.), поползли на рынке еще в августе. Тогда некоторые эксперты утверждали, что весь сыр-бор из-за «Норильского никеля» владелец «Русского алюминия» затеял с одной главной целью: «обналичить» свои акции ОАО за счет федерального бюджета на максимально выгодных для себя условиях. Теперь, когда достоянием гласности стало лоббистское письмо депутата Илюхина, можно утверждать, что экспертные предположения были, как минимум, небезосновательными. И, судя по тому, что депутат уже жалуется правительству на президента страны, лоббирование сделки по «обналичиванию» пакета «Русского алюминия» будет продолжено. А вместе с ним — и искусственно создаваемые скандалы вокруг ОАО «Норильский никель».
Вызывает сомнения лишь тактика «Русского алюминия». Недавно один крупный чиновник уже попытался публично внести раскол в наш правящий «тандем», точно так же пожаловавшись Путину на Медведева. Что из этого вышло — уже известно. 28 сентября 2010 года чиновник был отправлен в отставку президентским указом в связи с «утратой доверия» главы государства.
Олега Дерипаску с поста владельца «Русского алюминия» указом президента уволить нельзя. Но утрата им доверия высших руководителей страны, тем не менее, возможна. Она особенно вероятна, если олигарх будет и впредь пытаться так откровенно манипулировать президентом и премьером, добиваясь своих сугубо денежных целей.
* * *