или как председатель совета директоров "КиН" Армен Еганян обманул своих партнеров
Александра Трюмина
Старейшее алкогольное предприятие в стране готовится отпраздновать юбилей — в декабре 2010 Московскому винно-коньячному заводу «КиН» стукнет 70 лет. Могли ли подумать его основатели в далеком 1940 году, что через семь десятилетий завод будет обобран нечистыми на руку руководителями, выпускаемый коньяк из стандарта качества превратится в сивуху, а «рулевой» предприятия Армен Еганян, будучи признанным обвиняемым по уголовному делу о мошенничестве в особо крупных размерах, погрязнет в интригах и грязных скандалах.
Чтобы разобраться во всех хитросплетениях этой «еганиады», нужно понять, чем же в действительности сегодня является Группа компаний «КиН». По данным, предоставляемым сотрудниками «Группы», в нее входят ОАО «Московский винно-коньячный завод «КиН», винодельческое хозяйство «Domainе des Broix», расположенное во Французском регионе Коньяк, водочное производство «КиН». Однако эта «официальная» информация удивительным образом не отражает реальной действительности, скрывая за звучным названием ГК «КиН» не вполне законопослушную деятельность узкой группы лиц во главе с председателем совета директоров Группы Арменом Еганяном.
А ситуация такова: единственный актив, который принадлежит непосредственно ОАО «МВКЗ «КиН», — это здание центрального офиса на Ленинградском шоссе в Москве. Всем остальным — напрямую или через посредников — владеет сам Армен Еганян и бывший генеральный директор завода Николай Евсеев, являющийся, по признанию Еганяна, его «правой рукой». Даже известные алкогольные бренды, производимые на предприятии, никакого отношения к заводу не имеют, «КиН» разливает их по лицензии. Так, торговая марка коньяка «КиНовский» принадлежит ООО «Рекона», которая числится за родным братом Армена Еганяна — Кареном Еганяном. Товарные знаки «Катюша», «МАТРЁШКА», «Старый город», «A. Bergerac» принадлежат ЗАО «Мидвест Интерпрайзес М», акционерами которого являются Еганян А.Г. (50%) и его партнер Евсеев Н.Н. (50%).
Стоит ли говорить о том, что реальную прибыль за использование этих уже ставших народными товарных знаков, на основании лицензионных соглашений, получают господин Еганян и его друзья и родственники. Честным держателям акций МВКЗ «КиН» остается пока лишь видеть во сне полагающиеся им по праву дивиденды.
Знаменитые виноградники, о которых господин Еганян с упоением рассказывает в многочисленных интервью как о владениях «КиНа», предприятию, естественно, также не принадлежат. А принадлежат они французской компании Domainе Des Broix SAS, собственниками которой являются — кто бы вы думали? — опять же господа Еганян и Евсеев. По французским законам только продукция из региона Коньяк может называться коньяком и коньячными спиртами, все остальное должно именоваться бренди. Армен Гарникович уверен, что благодаря своим виноградникам в Гранд Шампани, он при вступлении России в ВТО не потеряет права писать на этикетках производимых им напитков название «Коньяк». Впрочем, удачный ли выдастся сезон для винограда или, наоборот, малоурожайный, господина Еганяна волнует мало: уже не первый год он скупает низкокачественные спирты у других поставщиков и втридорога продает их «КиНу» в качестве настоящих коньячных. Можно с легкостью догадаться, как данная сделка отражается на качестве производимого «КиНом» продукта и кому в карман уходят колоссальные деньги. Зато хозяйство «Домэн де Бруа» не устает поражать воображение окрестных жителей шумными празднествами, которые, вопреки здравому смыслу и французским традициям, проводятся не после, а до сбора урожая винограда.
Подконтрольные и принадлежащие Еганяну компании принимают участие как в производстве, так и в сбыте продукта, выпускаемого «КиНом». Например, до недавнего времени основным поставщиком комплектующих для производства алкоголя — бутылок, пробок и этикеток являлось некое ООО «Хатрол». Реализация коньячной продукции завода осуществляется через Торговые дома ООО «Оптимум» и ООО «Вистторг», которые также контролируются Еганяном. Цены на оказание услуг данными компаниями, как водится, завышены.Господин Еганян, таким образом, сосредоточил в своих руках основные нити управления ОАО «МВКЗ «КиН», фактически контролируя всю его стратегическую деятельность, при этом на деле владея всего лишь 2,24% акций. История приобретения Еганяном данного пакета, кстати, весьма любопытна: в мае 2008 года Армен Гарникович купил эти акции у ООО «Торговый Дом «Межреспубликанский винзавод», заключив договор купли-продажи с директором ООО Калабиным Евгением Львовичем. Подобная сделка как-то совсем не вяжется с обвинениями в рейдерстве, которые Еганян не устает выдвигать в адрес вошедшей в состав учредителей «КиНа» «Объединенной компании» и Евгения Калабина лично. За свой нелегкий труд в должности Председателя Совета Директоров «КиНа» Армен Гарникович начисляет себе весьма скромное денежное вознаграждение, являясь, согласно налоговым декларациям, практически бессеребренником. Но только во Франции он владеет виллой стоимостью не менее 10 млн евро с романтичным названием «Дарья», расположенной на «мысе миллионеров» в центре французской Ривьеры и поместьем Domainе d'Aubigny во французской Бургундии с родовым дворянским замком и виноградниками, где особы «королевских кровей» Армен Еганян и его жена Светлана Лаврова на двоих имеют 261 га земли. Для сравнения, французский актер Пьер Ришар смог позволить себе купить виноградники площадью 20 га. На фоне блеска и королевского великолепия своих французских владений как-то даже совсем скромно выглядит жилплощадь Еганяна в Москве. Это всего-навсего особнячок на берегу Москва-реки с небольшим бассейном, где, по слухам, могла бы тренироваться российская сборная по плаванию в своем полном составе. Что же касается личного транспорта, то здесь Еганян предстает перед нами уже как истинный английский аристократ: помимо ставших привычными для скромного труженика автомобилей «Ягуар» и «Рейндж Ровер» Армен обзавелся последней моделью спорткара «Астон Мартин» и с недавних пор появляется на работе в образе этакого Джеймса Бонда по-армянски.
Мечтал ли выпускник текстильного института Армен Еганян о такой сказочной жизни в начале своего карьерного пути, приторговывая чулками и носками в маленькой фирмочке под названием «Желтый треугольник»? Наверняка мечты были, но осуществляться они стали только после смерти В.Ф. Мартынова, генерального директора и крупнейшего частного акционера завода «КиН», когда Еганян вместе с Николаем Евсеевым в результате проведенной ими совместно аферы стали владельцами крупного пакета акций успешного предприятия. Вместе они быстро изготовили поддельные договоры купли-продажи акций «КиНа», поставили на них факсимильные подписи умершего Мартынова, нашли сговорчивого нотариуса, согласившегося приехать на завод, и удостоверили мнимую сделку. Этот торжественный момент новоявленные владельцы завода решили отметить, в один и тот же день «защитив» кандидатские диссертации и дружно став кандидатами технических наук, а Евсееву, будущему генеральному директору МВКЗ «КиН», заодно приобрели и бумажку о высшем образовании, коего бывший грузчик из Шереметьево не имел. Хотя и с высшим образованием Армена Гарниковича не все ясно: почему-то господин Еганян показывает всем невесть откуда взявшийся диплом выпускника Московского технологического института пищевой промышленности, жестоко пренебрегая родной альма-матер.
Несмотря на то, что ответственность за все махинации «серого кардинала» Еганяна должен был нести генеральный директор завода Николай Евсеев, Еганян все же не избежал сложностей: в 2007 году против него было возбуждено уголовное дело о похищении человека. Директор той самой компании «Хатрол» А. Каракозов отказался участвовать в финансовых схемах Еганяна, за что Евсеев и Еганян лично удерживали Каракозова в кабинете генерального директора «КиНа», избивая и требуя подписать необходимые им документы. Только гигантские денежные суммы, вовремя занесенные в правоохранительные органы, помогли Еганяну избежать следствия и суда. По слухам, свидетелей этого преступления запугивали прямо в кабинетах следователей. Закрытие этого дела было преподнесено Еганяном своим подчиненным и партнерам как признак могущества и безнаказанности: по словам сотрудников завода, Армен Гарникович даже «заверил» постановление о прекращении уголовного дела фирменной печатью ОАО «МВКЗ «КиН».
Так Еганян привык, что все правонарушения сходят ему с рук. И, наверное, как гром среди ясного неба для Еганяна в 2010 году прогремело обвинение по уголовному делу, возбужденному по факту мошенничества группой лиц по предварительному сговору, с причинением значительного ущерба гражданину М.А. Максимову в особо крупном размере. Судебное разбирательство по этому делу станет итогом расследования, начатого в 2008 году после обращения Максимова в следственные органы. Однако ничего удивительного и уж тем более непредсказуемого в возбуждении уголовного дела против Армена Еганяна нет: такое развитие событий является прямым следствием его преступной деятельности. Предметом рассмотрения уголовного дела, по некоторым сведениям, стала осуществленная господином Еганяном «двойная продажа» ООО «Усовские винно-коньячные подвалы» — предприятия, позиционировавшегося ранее в качестве еще одной производственной площадки Группы компаний «КиН». Для реализации этого плана, Еганян при помощи своего подчиненного Султанова вводит в состав учредителей «Усово» фирму-однодневку ООО «РусьКапитал», переоформив на нее 80,46% долей предприятия. Затем «РусьКапитал», владеющая привлекательным активом, продается бывшему партнеру Еганяна Михаилу Максимову за 4 млн евро. Практически одномоментно Еганян, используя подложные документы, осуществляет сделку купли-продажи 50% долей «УВКП» между ООО «РусьКапитал» и структурами Группы «Меркурий», принадлежащими бизнесмену Игорю Кесаеву, также получив за это значительную денежную сумму. Еще через некоторое время стараниями господина Еганяна ООО «РусьКапитал» теряет оставшиеся 30,46% «УВКП», естественно, без ведома ее нынешних владельцев. Впоследствии выясняется еще одно интересное обстоятельство — за ООО «УВКП» , в полном несоответствии с предоставленной при продаже Еганяном финансовой отчетностью, числятся многомиллионные долги, а в списке кредиторов, обратившихся в арбитражный суд г. Москвы с исками о взыскании денежных средств, значатся такие компании как ОАО «МВКЗ «КиН», ЗАО «Мидвест Интерпрайзес М», ООО «Вистторг» и ООО «Оптимум».
Во всем этом удивляет даже не замысловатость технологии «двойной продажи», а наглость, с которой господин Еганян проворачивает подобные операции. Возникает вопрос: на что же был расчет? На что надеялся преступник, реализуя свой план? А расчет действительно был, и не менее преступный, нежели сам принцип двойной продажи. Логика была такова: если Михаил Максимов вдруг окажется в тюрьме, то оспаривать ложную сделку будет некому. А вдвойне хорошо, если с Максимовым в тюрьме произойдет вдруг некое досадное происшествие, в результате которого он из тюрьмы не выйдет. Еганян руками Николая Евсеева пытается сфальсифицировать против Максимова уголовное дело. Пока вся преступная деятельность сходила господину Еганяну с рук, и мошенник надеется, что и в дальнейшем удача будет на его стороне. Но обвинение против Максимова было признано сфабрикованным и снято, после чего Михаил Максимов обратился в следственные органы с заявлением о совершенном преступлении. Стоит отметить, что вплоть до апреля 2010 года господин Еганян пытался замять уголовное дело о мошенничестве мирным коррупционным путем, и, конечно же, не думал выносить подробности произошедшего на страницы СМИ. Когда же сложившуюся ситуацию можно стало охарактеризовать словами «шила в мешке не утаишь», Армен Гарникович решил обернуть ее себе на пользу, выступив в прессе с душещипательной историей о черном рейдерстве и давлении силовиков на «крупнейшего акционера» завода «КиН».
Впрочем, нахождение под следствием — уже привычный образ жизни А. Еганяна и Н. Евсеева. В 2007 году Управление по налоговым преступлениям ГУВД Москвы возбудило уголовное дело против руководства МКВЗ «КиН». В ходе данного дела оперативные работники ГУВД Москвы провели на заводе обыски и изъяли ряд документов. Недоимка была выявлена немаленькая — около 300 миллионов рублей. Но и в данной ситуации, связанной с неуплатой налогов, Еганян пытается искажать истину в свою пользу. Нанятые им адвокаты из адвокатской конторы Павла Астахова ухватились за факт проведения налоговой проверки как за соломинку. По мнению адвокатов, несчастный бизнесмен Еганян стал жертвой преступного сговора сильных мира сего. Только ни в одном издании не была представлена информация о том, чем и когда закончилось расследование данного уголовного дела: руководители «КиНа» полностью признали свою вину, раскаялись и уплатили недоимку, в связи с чем летом 2010 года были освобождены от уголовного преследования по налоговому правонарушению.
Даже интерес правоохранительных органов к налаженному Еганяном выпуску контрафактной продукции — проверку, проведенную на заводе прокуратурой и ОБЭПом на предмет производства заводом подделок в сентябре 2010 г., — Еганян представляет как давление злых силовиков, которые пришли отнимать у него завод. Невнятные крики о коррупционных схемах и подлецах-силовиках, которые рубят ростки честного бизнеса, неоднократно появлялись в проплаченных СМИ. Советник Еганяна, А.Добровинский, даже приплел сюда скандально известное дело Сергея Магнитского: якобы к «наездам» на Еганяна причастны те же сотрудники МВД. Спекуляция на имени погибшего вдвойне отвратительна тем, что при помощи выбранной тактики банальное уголовное дело политизируется и выносится на международную арену — Добровинский описал свои фантазии на заданную тему и отправил их в Хельсинскую комиссию конгресса США. Логика проста и незатейлива — упоминание фамилии трагически погибшего юриста не может не привлечь внимание общественности не только в России, но и за рубежом. Ответа из Хельсинской комиссии пока не пришло: наверное, конгрессу США пока тоже неясно, с какой стати жулики и налоговые махинаторы претендуют на роль великомучеников.
Еще одна «оригинальная» идея еганянских специалистов по связям с общественностью — связать налоговую проверку с лужковским правительством, с подачи которого якобы и был учинен беспредел на заводе. Только ленивый сейчас не сваливает все свои беды на происки опального московского руководителя. Однако Еганян и его приспешники умалчивают, что именно благодаря своим связям с лужковской командой, раздавая взятки направо и налево, господину Еганяну удавалось так долго и столь безнаказанно проворачивать свои махинации.
Преступная деятельность А. Еганяна волей-неволей бросает тень и на всю продукцию МВКЗ «КиН», заставляя серьезно усомниться в ее нынешнем качестве. «Российский коньяк — легенда или быль?», — гласит один из заголовков на официальном сайте компании МВКЗ «КиН». Этот вопрос стоило бы переадресовать самим владельцам завода. С таким рулевым, как Еганян, старейший завод, которому в этом году исполняется 70 лет, сам может остаться лишь легендой и пойти ко дну, надолго запятнав мутными спиртами свою некогда славную репутацию.