Виктория Тимошенко
На страницах газеты «Ведомости» от 30 ноября 2010 широкой общественности было представлено открытое письмо двух господ из Санкт-Петербурга, чьи фамилии последние месяцы активно мелькают в СМИ в связи с одним из самых громких корпоративных конфликтов текущего года – войной акционеров питерской торговой сети «Лента». Миноритарий «Ленты» Дмитрий Костыгин и экс-директор компании Сергей Ющенко, а именно они выступили в качестве авторов обращения, привычно негодовали по поводу восстановления деятельности совета директоров и возвращения профессиональной команды менеджеров к управлению торговой сетью. На фоне дежурных обвинений в адрес представителей Luna, (американский фонд TPG и «ВТБ-Капитал»), авторы петиции грозно пообещали, что будут «биться до последнего», ну и вообще «еще вернутся». Истеричный тон обращения едва ли мог удивить участников рынка и экспертов, посвященных в ситуацию. Однако если о странностях и возбудимости господина Костыгина известно многим, то эмоциональные порывы господина Ющенко ранее давали о себе знать в значительно меньшей степени. Так что же сподвигло этого наемного менеджера, за последние несколько лет успевшего сменить едва ли не с десяток мест работы, на столь бурную реакцию? Рискнем предположить, что Сергей Ющенко попросту не может достойно трудоустроиться и возврат в «Ленту» - его единственный и последний шанс «остаться на плаву», сохранив свой социальный статус. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на послужной список отставного гендиректора торговой сети.
«Свой среди чужих»
Свою профессиональную карьеру Сергей Ющенко начинал в 1995 году в Департаменте аудита компании «Pricewaterhouse Coopers» в Санкт-Петербурге. Затем работал в компаниях «ОМЗ-Спецсталь» (группа «Уралмаш-Ижора») и Chupa Chups CIS на должностях финансового директора. Особой славы в этих структурах он не снискал. Из Pricewaterhouse его одним из первых уволили во время кризиса 1998 года. По свидетельствам участников рынка, из ОМЗ он был уволен за неэффективность, провалив ряд важных проектов.
В перспективную «Ленту» без особого успеха «передвигающегося» по рынку С.Ющенко в 2004 году «притащил» Дмитрий Костыгин, с которым он был знаком еще со времен совместной учебы в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов. Будучи миноритарным акционером ритейлера, Костыгин свел Ющенко с тогда еще не разругавшимися основными совладельцами сети Олегом Жеребцовым и Августом Мейером.
Придя в сеть на должность финансового директора, Ющенко поначалу сохранял внешнюю «равноудаленность» от основных акционеров, демонстрируя исполнительность без претензий на участие в решении стратегических вопросов. Более того, он сумел втереться в доверие к основателю сети Жеребцову, «пустив ему пыль в глаза» и заставив поверить в свои профессиональные способности. В конце 2006 г. тот даже санкционировал назначение С.Ющенко генеральным директором компании, сам рассчитывая заняться реализацией ряда других проектов.
Однако встав у руля «Ленты», Сергей Ющенко фактически злоупотребил доверием ее основателя и «кинул» его, договорившись за спиной О.Жеребцова с А.Мейером о начале поиска претендента на активы ритейлера в интересах американского акционера. Кроме того под прикрытием Ющенко в «Ленте» стал все чаще появляться Д.Костыгин, уволенный в 2005г. с Ярославского шинного завода и искавший новых источников дохода. После перехода в конце 2007 года акционерного конфликта в острую фазу С.Ющенко выступил в качестве оператора и «ординарца» А.Мейера, послушно выполняя его волю в деле отстранения О.Жеребцова от управления компанией. Впрочем, у основателя «Ленты» хватило ресурсов в тактическом плане переломить ситуацию в свою пользу и провести решение об увольнении С.Ющенко, который в начале 2008 года вновь отправился в «свободное плавание» в поисках статусного работодателя.
Между тем, не только «предательство», как оценил поведение Ющенко Олег Жеребцов в рамках его конфликта с Мейером, стало поводом для отставки. Были и иные, весьма веские, основания, связанные с его профессиональной некомпетентностью и финансовыми злоупотреблениями. Так, например, Ющенко оказался главным виновником проблем «Ленты», вызванных абсолютно бессистемным характером ее региональной экспансии в 2007 г. Последняя проходила с массовыми нарушениями при строительстве и введении в эксплуатацию новых гипермаркетов, что вызвало многочисленные скандалы в регионах РФ.
Гипермаркеты открывались без сколько нибудь серьезной финансовой или технической оценки. Не велась работа по возможности подключения новых торговых комплексов к сетям, гипермаркеты зачастую строились после обсуждения на коленке. В итоге наспех собранные здания гипермаркетов оказывались без электричества, газа, воды – и подключение или оказывалось невозможным, или стоило огромных денег уже после открытия магазинов. Разрешения на строительство часто также получали задним числом.
Дошло до того, что С.Ющенко был непосредственно оштрафован за нарушения, допущенные в Новгородской области – эксплуатацию объекта капитального строительства без соответствующего разрешения. Еще хуже шли дела в Новосибирске, где в январе 2008 г. из-за нарушений был закрыт уже действующий гипермаркет, а штраф был наложен на саму «Ленту» и составил 1,4 млн. руб. Скандал, связанный с незаконной работой нового гипермаркета, введенного в эксплуатацию без соответствующих разрешений, случился в Тольятти. В июле 2007 г. решением Петрозаводского городского суда было приостановлено строительство карельского гипермаркета «Ленты», поскольку оно велось без утверждения проекта государственной экспертизой. За эти и аналогичные провалы, из-за которых компания понесла серьезные убытки, прямую ответственность нес именно С.Ющенко как глава сети.
Помимо этого С.Ющенко в соавторстве с Д.Костыгиным, к тому времени бесславно завершившим свои управленческие эксперименты над коллективом и экономикой ЯШЗ, при благословлении их патрона, американца Августа Мейера, был налажен канал выкачивания средств из ритейлера путем заключения контрактов на поставки продукции с дружественными им компаниями на условиях, заведомо невыгодных для ритейлера. В число подобных поставщиков в 2007 г. – начале 2008 г. вошли ряд ООО («Форест», «Аалсмеер», «Вита Пром» и др.), объемы поставок от которых в сумме превысили 1 млрд. руб. Не входя в круг известных на рынке дистрибьюторов или, тем более, производителей, эти «фирмы-прокладки» использовались в схемах личного обогащения С.Ющенко, Д.Костыгина и А.Мейера за счет «Ленты», реализуемых через вывод и обналичивание средств ритейлера.
Генератор «дурацких решений»
Оставшись за бортом «Ленты», Сергей Ющенко довольно долго был невостребован на рынке. Осенью 2008 г. неожиданно для многих представителей бизнес-сообщества и экспертов он был назначен президентом «Евросети» (назначение состоялось 26 ноября 2008 г. – спустя месяц после того, как Александр Мамут продал 49,9% акций сотового ритейлера «Вымпелкому»). Почему новые владельцы остановили свой выбор именно на его кандидатуре, до конца не понятно. На новую работу Ющенко перешел, не обладая ни качествами генерального директора, ни имея опыта работы в телекоме, не понимая бизнес-процессов, протекающих в этой сфере, не умея управлять ими. Возможно, собственники «Евросети» понадеялись, что человек, имевший опыт управления такой крупной торговой сетью, как «Лента», справится и с проблемами «Евросети». Как бы то ни было, но вскоре акционерам пришлось расплачиваться за свою неразборчивость и поспешность: итогом работы С.Ющенко стала череда непродуманных и несистемных действий, разбираться с последствиями которых компании пришлось уже после его увольнения.
Отсутствие адекватного планирования и релевантного профессионального опыта привели нового СЕО к ряду неверных решений, которые в конечном итоге нанесли компании существенный материальный ущерб. Положительные же инициативы либо были разработаны не С.Ющенко, либо так и не были реализованы на практике ни в период его «президентства», ни после его увольнения, а значит, являлись лишь имитацией профессиональной активности.
Придя в «Евросеть» С.Ющенко сразу начал вести себя как «слон в посудной лавке», перво-наперво разогнав старый «костяк» профессионалов и оставшись фактически без команды. Это действие С.Ющенко основатель «Евросети» Евгений Чичваркин в своем личном блоге оценил как «самое дурацкое решение нового президента компании». Благодаря данному решению «Евросеть» лишилась самых опытных и талантливых менеджеров, многих из которых по оценкам их коллег так и не удалось заменить. Впрочем, у действий нового президента компании могла быть своя логика: убирая из топ-менеджмента «Евросети» крепких профессионалов Ющенко возможно избавлялся от внутренних конкурентов, которые могли бы поставить под сомнение его профессионализм, компетентность и, в конечном итоге, авторитет как главы компании. Надо отметить, что такую же тактику он избрал в течение своего недолгого недолгого управления «Лентой» в августе 2010 г., когда он первым делом начал разгонять профессиональных и независимых топ менеджеров.
Решения, принимаемые им на посту президента «Евросети» отличались явной непоследовательностью. По сути, за «имитацией бурной деятельности» он пытался скрыть собственную беспомощность и непонимание процессов, происходивших в компании и на рынке. Неопределенность, царящая в «Евросети», не осталась незамеченной и сторонними наблюдателями, в том числе и профильными СМИ.
О результатах, достигнутых С.Ющенко на посту президента «Евросети», лучше всего судить по финансовым показателям I квартала 2009 года, который сеть закончила с огромным убытком – компания ушла в «минус» ни много ни мало на 2,664 млрд. руб. Такой провал можно было бы объяснить влиянием кризиса и общим ухудшением ситуации в отрасли, если бы не одно «но» – сразу после увольнения С.Ющенко показатели эффективности компании стали стремительно улучшаться. Таким образом, период руководства С.Ющенко «Евросетью» обернулся для нее огромной финансовой дырой. Несмотря на то, что президенту компании были созданы все условия для эффективной работы, ему так и не удалось решить поставленные перед ним задачи и изменить тренд развития сети с негативного на позитивный.
Учитывая все просчеты и провалы главы «Евросети», увольнение стало закономерным итогом его работы в компании. На позиции СЕО крупнейшего мобильного ритейлера страны С.Ющенко продержался всего четыре месяца, хотя трудовой контракт с ним был заключен на три года. Об увольнении было официально объявлено 26 марта 2009 года. На этом карьера С.Ющенко в сотовом ритейлере бесславно завершилась. «Я не консультировал компанию [«Евросеть» - прим. авторов], пока руководство, к сожалению, выбрало человека, который ухудшил ситуацию в компании. Ущерб от его деятельности, наверное, можно оценить в десятки миллионов долларов – от неделания каких-то вещей до делания каких-то глупых вещей», - прокомментировал итоги работы Ющенко основатель и бывший владелец «Евросети» Евгений Чичваркин.
Мастер на все руки
В конце ноября 2009 года в СМИ появилась информация, что отставленный из «Евросети» Сергей Ющенко может занять пост гендиректора холдинга Fashion Distribution Lab (F.D.Lab), торгующего одежными брэндами Marc O`Polo, Warehouse, Coast и другими марками одежды. Однако, хотя С.Ющенко и прочили в руководство новой структуры (по собственным словам С.Ющенко, он «давно оказывал F.D.Lab консультационные услуги» и был в курсе бизнеса компании), назначение так и не состоялось. Во всяком случае, подтверждений этому в открытых источниках не представлено (хотя в единичных справочных сведениях о биографии С.Ющенко, он все же упоминается как бывший руководитель компании F.D.Lab). Почему экс-президент «Евросети» так и не возглавил сеть одежных магазинов, на основании имеющихся сведений понять сложно. Не исключено, что владельцы F.D.Lab в последний момент поостереглись вверить свою компанию в руки менеджера с сомнительными профессиональными компетенциями, уволенного уже с нескольких предыдущих мест работы.
В феврале 2010 г. Сергей Ющенко получил предложение возглавить Spar Moscow Holding от основного владельца сети – Александра Мамута. К тому времени бывший президент «Евросети» уже почти год находился в «простое». Вместе со Spar Moscow Holding С.Ющенко возглавил и «Спар ритейл» (во всяком случае в ЕГРЮЛ об этом была сделана соответствующая запись). Зачем А.Мамут сделал job offer менеджеру, не оправдавшему возложенных на него ожиданий в «Евросети», также неясно. Не исключено, что имели место какие-то персональные договоренности или личная симпатия. Возможно также, что уже в начале 2010 года планировалась реорганизация Spar Moscow Holding, и С.Ющенко рассматривался в этой связи как временный управленец.
Казалось бы, щедрая судьба дает С.Ющенко еще один шанс проявить себя и взять реванш за все прежние неудачи, однако «бродячий директор» и здесь не воспользовался предоставленными возможностями, не сумев привлечь ни одного яркого топ менеджера в компанию и не сумевшим решить ни одной из ключевых задач, стоявших перед SPAR.
Финишная «Лента»
Неудачи Сергея Ющенко на рынке и отсутствие достижений в Spar побудили его с готовностью принять сделанное ему весной 2010 г. предложение А.Мейера и Д.Костыгина вновь вернуться в «Ленту» и поддержать их в очередной попытке установить единоличный контроль над компанией, теперь уже в борьбе с новыми инвесторами в лице компании Luna, созданной американским фондом TPG и российским «ВТБ-Капитал». Он был провозглашен гендиректором «Ленты» по версии группы А.Мейера в конце июля 2010 года, будучи главой Spar. Чуть больше месяца он пытался для видимости совмещать работу в двух компаниях (одна из которых находилась в Москве, а другая – в Санкт-Петербурге). Хотя на самом деле, после назначения в «Ленту» Ющенко полностью переключился на борьбу за удержание незаконного контроля над питерским ритейлером. Проблемы Spar перестали интересовать его настолько, что он чуть не «проспал» банкротство «Спар ритейл». 18 августа 2010 года дистрибьютор алкоголя ООО «СВА Алкоторг» подало в Арбитражный суд Москвы иск о банкротстве компании, но дело было оставлено без движения до 13 сентября. А сам Ющенко, по оценкам наблюдателей, на иск отреагировал с удивительным спокойствием, более похожим на безразличие.
В сентябре 2010 года в Spar началась реорганизация – подконтрольная А.Мамуту кипрская Spar Moscow Holding (работавшая в Москве и еще нескольких регионах) и ЗАО «СВА Трейдинг» (управлявшая торговыми площадями Spar в Московской области) создали общую компанию для открытия новых магазинов под маркой голландской компании. Места для С.Ющенко в новой команде управленцев не нашлось. Возможно, А.Мамуту не понравилось, что его «топ» пытается усидеть в двух креслах сразу – во главе и Spar, и «Ленты». Хотя может быть, владелец компании решил уволить своего СЕО потому, что его деятельность не принесла ровным счетом никаких результатов – как менеджер Spar Moscow Holding, так же как и на предыдущих местах работы, С.Ющенко не смог проявить себя.
В «Ленте» А.Мейером вновь, как и более двух лет назад, была разыграна «карта Ющенко»: «скитающийся менеджер», снискавший себе очень сомнительную репутацию на рынке и уволенный из всех компаний, где он раньше работал, опять стал одним из ключевых операторов неуравновешенного американца в деле установления контроля над сетью. Через Ющенко, за назначение которого так и не проголосовал совет директоров компании, воплощались все незаконные решения, связанные с отстранением остальных акционеров ритейлера от рычагов управления компанией – начиная с манипуляций нелегитимными решениями совета директоров компании и заканчивая многочисленными попытками ввести в заблуждение госорганы, СМИ и контрагентов по поводу своих прав на управление сетью. При этом бизнесом компании генеральный директор на полставки практически не занимался.
С другой стороны, узурпировав полномочия гендиректора «Ленты» и имея на руках печать организации, С.Ющенко активно покрывал все финансовые и иные злоупотребления своих соратников из лагеря Мейера. Чего стоит, например, история с выпиской лояльным А.Мейеру сотрудникам ритейлера (включая Костыгина) «золотых парашютов» на общую сумму 40 млн. рублей! В то же время он выплатил Дмитрию Костыгину бонус в 16 миллионов рублей практически сразу же после захвата власти в «Ленте» в конце июля и санкционировал использование средств «Ленты» на информационную борьбу с остальными акционерами компании.
Апогеем короткого пребывания Ющенко в «Ленте» стало его назначение 1 сентября 2010г. самого себя генеральным директором на один год, в нарушение решений судов и акционерных соглашений с другими акционерами.
Вскоре после этого зарегистрированный гендиректор сети Я.Дюннинг, после неудавшихся уговоров Ющенко и Костыгина освободить свое рабочее место, с помощью бойцов ЧОП прорвался в кабинет директора. В результате завязавшейся драки на подступах к главному офису «Ленты» С.Ющенко и Д.Костыгин оказались в отделении милиции, из которого, впрочем, вскоре были отпущены. С тех пор А.Мейер и его младшие компаньоны упорно пытаются отыграть ситуацию, «обложив» акционеров Luna в судах России, Великобритании и Британских Виргинских островов и развязав против них грязную информационную войну. Ющенко же снова ходит безработным…
Бизнес-неудачник Сергей Ющенко видимо давно в прошлом достиг своего «карьерного потолка» и кратковременное пребывание в кабинете генерального директора теперь подталкивает его к различным авантюрам вроде участия в новой войне за «Ленту». Для него очередной совместный «проект» с А.Мейером по сути дела является последней возможностью занять «топовую» должность в серьезной компании и обеспечить себе относительно высокий материальный доход и статус. В этих условиях говорить о репутационных рисках, на которые идет С.Ющенко, едва ли уместно, поскольку цена его репутации, истрепанной в корпоративных разборках и запятнанной сомнительными финансовыми историями и многочисленными профессиональными провалами, ныне очевидно низка. Других влиятельных партнеров или своего бизнеса у Ющенко нет, а рассчитывать на солидные предложения о работе ему теперь вряд ли приходится. Отсюда – его «беззаветная преданность» А.Мейеру и Д. Костыгину и готовность идти на любые нарушения и злоупотребления, лишь бы обеспечить положительный для своих «патронов» исход акционерного конфликта. В любом случае, представители совета директоров «Ленты», по их заявлениям в прессе, никогда не проголосуют за С.Ющенко и у него попросту нет профессиональных перспектив. Его «карта» окончательно выброшена из колоды востребованных топ-менеджеров и, возможно, ему остается надеяться, что А.Мейер даст ему поуправлять своей сетью мини-отелей в Петербурге.