Как Александр Шишкин зарабатывает на санации «Амурметалла»
Виктория Лесная
Красиво жить не запретишь
По данным Центризбиркома, совладелец ряда российских банков и металлургических активов экс-кандидат в депутаты Госдумы от Хабаровского края Александр Шишкин за 2010 год заработал больше, чем все остальные кандидаты от парламентских партий в регионе вместе взятые. У него самые дорогие автомобили (в числе которых Ferrari 360 Spider F1) и самый большой счет в банке. При этом речь идет только об официальных доходах. Журнал Forbes еще в 2008 году отнес Александра Шишкина к «Золотой сотне» - списку самых богатых людей мира с личным «рейтингом» в 2,3 млрд долларов.
Траты у экс-депутата Шишкина соответствуют его статусу одного из богатейших представителей отечественного олигархата. Он активно скупает земли во Владимирской области (владеет обширными охотничьими угодьями недалеко от Суздаля – 400 тыс. га), а также в престижных уголках Подмосковья – например, на Истре и в районе Пестовского водохранилища. Чтобы не стоять в пробках, как остальные смертные, Шишкин предпочитает всюду передвигаться на личном вертолете.
В этом, пожалуй, не было бы ничего криминального, если бы не одно «но»: практически все активы Шишкина-бизнесмена – это предприятия-банкроты, которые не имеют официальной прибыли, а лишь копят свои многомиллиардные убытки. В том, как превратить эти убытки во вполне реальные доходы, и заключается «ноу-хау» Александра Шишкина, более известного в Хабаровском крае как Саша-металлист.
Его университеты
Диплом о высшем образовании Александр Шишкин получил лишь в 36 лет, «окончив» Кемеровский пищевой институт. Однако реальные «университеты» будущий миллиардер, тогда откликавшийся на кличку Итальянец, проходил совершенно в другом месте – в кемеровском объединении «Единство», фигурировавшем в оперативных материалах не иначе как организованное преступное сообщество.
К этой образовательной базе впоследствии добавилась «аспирантура» у скандально известного предпринимателя Вадима Варшавского. Именно последний, став старшим партнером Шишкина, может по праву считаться его наставником в мире большого бизнеса.
Древнегреческий царь Мидас как-то получил от богов дар: к чему бы он ни прикасался – все обращалось в золото. Впрочем, довольно быстро он от этого дара отрекся, едва не умерев от голода. У Вадима Варшавского ситуация прямо противоположная. Все предприятия, которыми он начинал управлять, – «Русский уголь», металлургический холдинг «Эстар» – очень быстро становились банкротами. При этом, как ни странно, на личном благосостоянии Варшавского этот факт отражался только положительно.
За долгие годы сотрудничества с Вадимом Варшавским Александр Шишкин сумел обучиться волшебному дару превращать убытки своих предприятий в личные яхты и вертолеты и сполна его применить на единственном дальневосточном металлургическом предприятии – «Амурметалл».
Не в коня корм
В 2006 году при выпуске облигаций ОАО «Амурметалл» промышленный гигант был вынужден раскрыть своего бенефициара – Александра Шишкина. Уже к середине 2009 года долг предприятия превысил астрономическую сумму в 18 млрд рублей. Один из кредиторов подал заявление о признании «Амурметалла» банкротом. Однако неожиданно в ситуацию вмешалось федеральное правительство.
При активном участии тогдашнего замминистра промышленности Дениса Мантурова (сейчас и.о. министра) и бывшего хабаровского губернатора Виктора Ишаева было решено дать владельцу «Амурметалла» «последний шанс». Причем за счет государственной корпорации «Внешэкономбанк».
ВЭБ обязали выделить «Амурметаллу» кредитную линию на 5 млрд рублей. За это акции предприятия переписали на ВЭБ с правом обратного выкупа владельцами. С остальными кредиторами было заключено мировое соглашение, согласно которому долг «Амурметалла» был реструктурирован, а его выплаты растягивались до 2017 года. Согласно тогдашним уверениям Александра Шишкина и его менеджеров за этот срок при финансовой поддержке ВЭБа «Амурметалл» должен был выйти «из минуса» и начать стабильно генерировать прибыль.
Спустя полтора года в интервью «Дальневосточному капиталу спикер хабаровского заксобрания и один из ключевых лоббистов Шишкина на региональном уровне Сергей Хохлов признал, что практически все 5 млрд, выделенных предприятию, уже «проедены». При этом, оказалось, что «не в коня корм»: вместо запланированной прибыли в 0,56 млрд рублей, которые «Амурметалл» должен был получить по итогам первых 6 месяцев 2011 года, предприятие показало убыток почти на 1,5 млрд рублей, плюс еще 2,7 млрд по итогам 2010 года. На фоне таких плачевных результатов Хохлов ничтоже сумняшеся потребовал от ВЭБа увеличить финансирование «Амурметалла» еще на 2-3 млрд рублей – «иначе предприятие не спасти».
За рамками интервью остался, казалось бы, резонный вопрос: куда же ушли деньги ВЭБа? Ведь основной закон финансовой сферы в чем-то схож с законом сохранения энергии: если где-то денег убыло, то в другом месте их прибыло. Более пристальный взгляд на «санацию» «Амурметалла» блестяще подтверждает это правило: деньги ВЭБа исчезли в черную дыру, контуры которой подозрительно напоминают бизнес-империю Александра Шишкина и его партнеров.
«Это наша корова и мы ее будем доить»
Фатальной ошибкой санации «Амурметалла» стало то, что передав акции предприятия ВЭБу, оперативный контроль над металлургическим гигантом оставили в руках Александра Шишкина, если быть точнее – принадлежащей ему управляющей компании ООО «Сибирско-Амурский металл». Половину мест в совете директоров «Амурметалла» также получили менеджеры Шишкина.
Обеспечив себе таким образом полную свободу в принятии важнейших для предприятия решений, Александр Шишкин на практике реализовал схему, давным-давно описанную в русской сказке про вершки и корешки. В современной редакции Саши-металлиста ее содержание можно передать так: средства, выделенные ВЭБом, были прокачены через фирмы Шишкина и осели там, а убытки от этих операций легли на баланс формально уже государственного «Амурметалла».
Саша-металлист и его партнеры не стали сильно мудрить, поэтому их схемы можно легко увидеть при анализе основных финансовых транзакций предприятия. Фактически их можно разложить на три корзины: закупка металлолома, реализация готовой продукции и операции с дебиторской задолженностью.
В структуре производственных расходов «Амурметалла» наибольшая доля приходится на сырье и материалы. При этом практически 100% закупок металлолома в 2010 году осуществлялась у двух компаний – ООО «Балтикмет» и ООО «УК АмурЧермет». Как легко установить, первая является «дочкой» металлургической группы Carbofer, подконтрольной менеджеру Шишкина и члену совета директоров «Амурметалла» Александру Катунину. Вторая компания – «УК АмурЧермет» фактически принадлежит самому Саше-металлисту. Не удивительно, что при закупке лома у ООО «УК АмурЧетмет» применялись бонусные цены, которые на 8-10% были выше рыночных. Ориентировочная сумма потерь от такого «бизнеса» в 2010 году составила более 476 млн рублей.
Не менее интересная картина сложилась в 2010 году и с реализацией готовой продукции. Более 58% (в денежном выражении) всех продаж «Амурметалл» осуществлял через 2 компании: Carbofer General Trading SA (54% реализации на внешнем рынке) и ООО «Балтикмет» (65% реализации на внутреннем рынке). Обе входят в уже упоминавшуюся группу Carbofer, принадлежащую Александру Катунину. Еще 21% всех продаж пришлись на компании Duferco SA и Stemcor (S.E.A.) PTE Ltd. Первая является давним партнером «Индустриального союза Донбасса», купленного в 2010 году группой российских инвесторов во главе все с тем же Катуниным. Что же касается оставшейся – Stemcor, то она вместе с «МирИнвестом» Вадима Варшавского в 2008 году приобрела металлургическую группу Istil.
Если при покупке металлолома применялись бонусные наценки, то при реализации готовой продукции – скидки для привилегированных покупателей. Так, в первом полугодии 2010 года экспортные цены на продукцию «Амурметалла» были ниже рыночных в среднем на $17 за тонну или на 4%. В результате такого ценообразования только в первом полугодии 2010 года предприятие недополучило около 150 млн рублей.
Наконец, в том же 2010 году менеджментом «Амурметалла» была списана дебиторская задолженность ОАО «Втормет» и ЗАО «Амурвтормет» на общую сумму более 113 млн рублей. Обе фирмы в прошлом поставляли металлолом на «Амурметалл» и как все поставщики сырья были напрямую связаны со структурами Александра Шишкина. Если к этим деньгам добавить «дебиторку» обанкротившегося ООО «Торговый дом Амурметалл» в размере 670,5 млн рублей, то общая сумма прощеных компаниям Саши-металлиста долгов составит почти 800 млн рублей.
Не удивительно, что деньги ВЭБа так быстро закончились.
«Требую продолжения банкета»
Сегодня, когда по выражению Сергея Хохлова 5-миллиардный кредит ВЭБа «проеден», перед Александром Шишкиным и его партнерами встает сакраментальный вопрос: кто дальше будет оплачивать их банкет. Отсюда на публичном уровне – истеричные стенания спикера хабаровского заксобрания о необходимости выделить «Амурметаллу» еще пару-тройку миллиардов, чтобы «спасти предприятие». На непубличном – кулуарная работа региональных и федеральных лоббистов Шишкина, которые пытаются убедить правительство в продолжении очевидно провального «частно-государственного партнерства».
Освоив 5 миллиардов, Саша-металлист только нагулял аппетит и не откажется от добавки. Но зачем государству обеспечивать его нахождение в списке журнала Forbes?
Виктория Лесная
Красиво жить не запретишь
По данным Центризбиркома, совладелец ряда российских банков и металлургических активов экс-кандидат в депутаты Госдумы от Хабаровского края Александр Шишкин за 2010 год заработал больше, чем все остальные кандидаты от парламентских партий в регионе вместе взятые. У него самые дорогие автомобили (в числе которых Ferrari 360 Spider F1) и самый большой счет в банке. При этом речь идет только об официальных доходах. Журнал Forbes еще в 2008 году отнес Александра Шишкина к «Золотой сотне» - списку самых богатых людей мира с личным «рейтингом» в 2,3 млрд долларов.
Траты у экс-депутата Шишкина соответствуют его статусу одного из богатейших представителей отечественного олигархата. Он активно скупает земли во Владимирской области (владеет обширными охотничьими угодьями недалеко от Суздаля – 400 тыс. га), а также в престижных уголках Подмосковья – например, на Истре и в районе Пестовского водохранилища. Чтобы не стоять в пробках, как остальные смертные, Шишкин предпочитает всюду передвигаться на личном вертолете.
В этом, пожалуй, не было бы ничего криминального, если бы не одно «но»: практически все активы Шишкина-бизнесмена – это предприятия-банкроты, которые не имеют официальной прибыли, а лишь копят свои многомиллиардные убытки. В том, как превратить эти убытки во вполне реальные доходы, и заключается «ноу-хау» Александра Шишкина, более известного в Хабаровском крае как Саша-металлист.
Его университеты
Диплом о высшем образовании Александр Шишкин получил лишь в 36 лет, «окончив» Кемеровский пищевой институт. Однако реальные «университеты» будущий миллиардер, тогда откликавшийся на кличку Итальянец, проходил совершенно в другом месте – в кемеровском объединении «Единство», фигурировавшем в оперативных материалах не иначе как организованное преступное сообщество.
К этой образовательной базе впоследствии добавилась «аспирантура» у скандально известного предпринимателя Вадима Варшавского. Именно последний, став старшим партнером Шишкина, может по праву считаться его наставником в мире большого бизнеса.
Древнегреческий царь Мидас как-то получил от богов дар: к чему бы он ни прикасался – все обращалось в золото. Впрочем, довольно быстро он от этого дара отрекся, едва не умерев от голода. У Вадима Варшавского ситуация прямо противоположная. Все предприятия, которыми он начинал управлять, – «Русский уголь», металлургический холдинг «Эстар» – очень быстро становились банкротами. При этом, как ни странно, на личном благосостоянии Варшавского этот факт отражался только положительно.
За долгие годы сотрудничества с Вадимом Варшавским Александр Шишкин сумел обучиться волшебному дару превращать убытки своих предприятий в личные яхты и вертолеты и сполна его применить на единственном дальневосточном металлургическом предприятии – «Амурметалл».
Не в коня корм
В 2006 году при выпуске облигаций ОАО «Амурметалл» промышленный гигант был вынужден раскрыть своего бенефициара – Александра Шишкина. Уже к середине 2009 года долг предприятия превысил астрономическую сумму в 18 млрд рублей. Один из кредиторов подал заявление о признании «Амурметалла» банкротом. Однако неожиданно в ситуацию вмешалось федеральное правительство.
При активном участии тогдашнего замминистра промышленности Дениса Мантурова (сейчас и.о. министра) и бывшего хабаровского губернатора Виктора Ишаева было решено дать владельцу «Амурметалла» «последний шанс». Причем за счет государственной корпорации «Внешэкономбанк».
ВЭБ обязали выделить «Амурметаллу» кредитную линию на 5 млрд рублей. За это акции предприятия переписали на ВЭБ с правом обратного выкупа владельцами. С остальными кредиторами было заключено мировое соглашение, согласно которому долг «Амурметалла» был реструктурирован, а его выплаты растягивались до 2017 года. Согласно тогдашним уверениям Александра Шишкина и его менеджеров за этот срок при финансовой поддержке ВЭБа «Амурметалл» должен был выйти «из минуса» и начать стабильно генерировать прибыль.
Спустя полтора года в интервью «Дальневосточному капиталу спикер хабаровского заксобрания и один из ключевых лоббистов Шишкина на региональном уровне Сергей Хохлов признал, что практически все 5 млрд, выделенных предприятию, уже «проедены». При этом, оказалось, что «не в коня корм»: вместо запланированной прибыли в 0,56 млрд рублей, которые «Амурметалл» должен был получить по итогам первых 6 месяцев 2011 года, предприятие показало убыток почти на 1,5 млрд рублей, плюс еще 2,7 млрд по итогам 2010 года. На фоне таких плачевных результатов Хохлов ничтоже сумняшеся потребовал от ВЭБа увеличить финансирование «Амурметалла» еще на 2-3 млрд рублей – «иначе предприятие не спасти».
За рамками интервью остался, казалось бы, резонный вопрос: куда же ушли деньги ВЭБа? Ведь основной закон финансовой сферы в чем-то схож с законом сохранения энергии: если где-то денег убыло, то в другом месте их прибыло. Более пристальный взгляд на «санацию» «Амурметалла» блестяще подтверждает это правило: деньги ВЭБа исчезли в черную дыру, контуры которой подозрительно напоминают бизнес-империю Александра Шишкина и его партнеров.
«Это наша корова и мы ее будем доить»
Фатальной ошибкой санации «Амурметалла» стало то, что передав акции предприятия ВЭБу, оперативный контроль над металлургическим гигантом оставили в руках Александра Шишкина, если быть точнее – принадлежащей ему управляющей компании ООО «Сибирско-Амурский металл». Половину мест в совете директоров «Амурметалла» также получили менеджеры Шишкина.
Обеспечив себе таким образом полную свободу в принятии важнейших для предприятия решений, Александр Шишкин на практике реализовал схему, давным-давно описанную в русской сказке про вершки и корешки. В современной редакции Саши-металлиста ее содержание можно передать так: средства, выделенные ВЭБом, были прокачены через фирмы Шишкина и осели там, а убытки от этих операций легли на баланс формально уже государственного «Амурметалла».
Саша-металлист и его партнеры не стали сильно мудрить, поэтому их схемы можно легко увидеть при анализе основных финансовых транзакций предприятия. Фактически их можно разложить на три корзины: закупка металлолома, реализация готовой продукции и операции с дебиторской задолженностью.
В структуре производственных расходов «Амурметалла» наибольшая доля приходится на сырье и материалы. При этом практически 100% закупок металлолома в 2010 году осуществлялась у двух компаний – ООО «Балтикмет» и ООО «УК АмурЧермет». Как легко установить, первая является «дочкой» металлургической группы Carbofer, подконтрольной менеджеру Шишкина и члену совета директоров «Амурметалла» Александру Катунину. Вторая компания – «УК АмурЧермет» фактически принадлежит самому Саше-металлисту. Не удивительно, что при закупке лома у ООО «УК АмурЧетмет» применялись бонусные цены, которые на 8-10% были выше рыночных. Ориентировочная сумма потерь от такого «бизнеса» в 2010 году составила более 476 млн рублей.
Не менее интересная картина сложилась в 2010 году и с реализацией готовой продукции. Более 58% (в денежном выражении) всех продаж «Амурметалл» осуществлял через 2 компании: Carbofer General Trading SA (54% реализации на внешнем рынке) и ООО «Балтикмет» (65% реализации на внутреннем рынке). Обе входят в уже упоминавшуюся группу Carbofer, принадлежащую Александру Катунину. Еще 21% всех продаж пришлись на компании Duferco SA и Stemcor (S.E.A.) PTE Ltd. Первая является давним партнером «Индустриального союза Донбасса», купленного в 2010 году группой российских инвесторов во главе все с тем же Катуниным. Что же касается оставшейся – Stemcor, то она вместе с «МирИнвестом» Вадима Варшавского в 2008 году приобрела металлургическую группу Istil.
Если при покупке металлолома применялись бонусные наценки, то при реализации готовой продукции – скидки для привилегированных покупателей. Так, в первом полугодии 2010 года экспортные цены на продукцию «Амурметалла» были ниже рыночных в среднем на $17 за тонну или на 4%. В результате такого ценообразования только в первом полугодии 2010 года предприятие недополучило около 150 млн рублей.
Наконец, в том же 2010 году менеджментом «Амурметалла» была списана дебиторская задолженность ОАО «Втормет» и ЗАО «Амурвтормет» на общую сумму более 113 млн рублей. Обе фирмы в прошлом поставляли металлолом на «Амурметалл» и как все поставщики сырья были напрямую связаны со структурами Александра Шишкина. Если к этим деньгам добавить «дебиторку» обанкротившегося ООО «Торговый дом Амурметалл» в размере 670,5 млн рублей, то общая сумма прощеных компаниям Саши-металлиста долгов составит почти 800 млн рублей.
Не удивительно, что деньги ВЭБа так быстро закончились.
«Требую продолжения банкета»
Сегодня, когда по выражению Сергея Хохлова 5-миллиардный кредит ВЭБа «проеден», перед Александром Шишкиным и его партнерами встает сакраментальный вопрос: кто дальше будет оплачивать их банкет. Отсюда на публичном уровне – истеричные стенания спикера хабаровского заксобрания о необходимости выделить «Амурметаллу» еще пару-тройку миллиардов, чтобы «спасти предприятие». На непубличном – кулуарная работа региональных и федеральных лоббистов Шишкина, которые пытаются убедить правительство в продолжении очевидно провального «частно-государственного партнерства».
Освоив 5 миллиардов, Саша-металлист только нагулял аппетит и не откажется от добавки. Но зачем государству обеспечивать его нахождение в списке журнала Forbes?