Замминистра энергетики генерирует постоянный отток
Виктор Степанов
Михаил Юрьевич Курбатов, назначенный в тридцатилетнем возрасте заместителем министра энергетики - живой пример того, что юный возраст для чиновника - вовсе не прививка от коррупции. Скорее, наоборот - молодые аллигаторы и едят более жадно, заглатывая всё подряд.
Курбатов не раз попадал в типичные ситуации для тех, кто пытается совместить работу в государственных органах со страстью к шикарной жизни - Куршевель, Рублёвка, дорогие авто, пьянство, ДТП, «гусарская» свадьба в старинной усадьбе, и прочая, и прочая. А на все претензии в «жизни не по средствам» у Курбатова есть готовый ответ - при уходе с синекуры в «Холдинге МРСК» он получил неплохой «золотой парашют» - на бонусы в компании было потрачено почти 2 млрд рублей. Не очень понятно, за какие заслуги, ну да речь не об этом.
При этом для внешнего мира он любит представляться эдаким бессребреником, живущим на одну зарплату в городской квартире, купленной на субсидию, выданную ему как иногороднему госслужащему еще во времена работы в Минэкономразвития. Благодаря высоким родственникам в министерстве, была выделена беспрецедентно большая субсидия на покупку шикарной квартиры в центре Москвы, стоимостью более 20 млн руб., при том, что субсидия не может превышать 3 млн руб.
Поэтому очевидно, что в отличие от работы на благо государства, в работе на себя Курбатов весьма преуспел. Схема действий неоднократно отработана и сводится к весьма простой фермерской формуле: подоить «корову», снять сливки, перейти к следующей корове. Причем особо не таясь и не скрываясь.
Скажем, в министерстве экономического развития Курбатов, по официальной версии, «играл ключевую роль в осуществлении реформы электроэнергетической отрасли». Отрасль была прореформирована, куда отправился Курбатов? Правильно, зарабатывать деньги в «Холдинге МРСК». Обратимся снова к официальной биографии: «При активном участии Курбатова была разработана и принята Стратегия развития «Холдинга МРСК» до 2015 года и на перспективу до 2020 года, а также Программа инновационного развития компании до 2016 года.» На деле же, говорят знающие люди, все документы были разработаны в холдинге без участия Курбатова, он просто поставил под ними свою подпись. Мол, не барское это дело - такими мелочами заниматься.
Пересидев положенное в МРСК, Курбатов перешел в Минэнерго, где довел ситуацию до того, что крупнейшие российские компании вынуждены из-за чрезвычайно завышенных тарифов на электроэнергию выводить свои производства из страны. По данным Института проблем естественных монополий цены на электроэнергию для промышленных потребителей РФ еще в 2011 году превысили уровень США и ряда стран Европы. До среднеевропейского уровня осталось совсем немного. И тогда наша промышленность, и без того после вступления в ВТО испытывающая немалые сложности, окончательно прикажет долго жить.
Может быть, Курбатов - преднамеренный вредитель, чья цель - уничтожить российскую промышленность? Может быть, он тайный агент иностранных государств? Нет, истина гораздо банальнее. Он просто делает свой маленький бизнес. Одной рукой организовав неподъемные для производителей тарифы, другой рукой он собирает с них деньги за включение в список тех, кто не платит за сетевую услугу МРСК. Только по тарифу ФСК ЕЭС.
Схема проста и гениальна, как любое находящееся на виду, но при этом продолжающееся не один год мошенничество. В «списке Курбатова» нет непосредственных потребителей. Он замаскирован под ежегодный приказ Минэнерго о сдаче сетей МРСК в аренду ФСК. И таинственным образом из списка сдаваемого оборудования пропадают подстанции, от которых получают энергию некоторые крупные потребители. Разумеется, не безвозмездно и совсем не даром.
Официальный документ именуется «Порядок передачи №403 от 24.08.2012». Любой желающий на сайте Минэнерго может ознакомиться - причем в публичном списке только те, кому не повезло, и кто платит по полной. А вот тех, кому удалось договориться с Курбатовым, в списке нет. Минэнерго просто-напросто удаляет их подстанции из списка.
Таким образом, крупные промышленные потребители, не занесшие чемодан-другой наличности, платят завышенные тарифы сетевым компаниям. А те, кому удалось договориться - платят гораздо меньше.
Именно эта разница лежит в сетевом тарифе МРСК, который в три раза выше, чем тариф ФСК. Но не надо думать, что МРСК сильно страдает от неплатежей. Недобранное с крупного бизнеса ложится на малый и средний.
Общий объем этого коррупционного рынка специалисты оценивают в 70 миллиардов рублей ежегодно. Сколько из них оседает в кармане Курбатова сказать сложно, это, наверное, вопрос к правоохранительным органам.
Как стала возможна такая схема, при которой чиновники Минэнерго единолично, без всяких экспертиз и конкурсов решают, кому платить «по полной», а кто оплатит только тариф ФСК - тоже отдельный вопрос к контрольным органам.
Те, кто не хочет заносить наличность Курбатову, вынуждены выводить производство из России.
Чтобы не быть голословными, несколько примеров. Компания «Русал» аккуратно называет это «долгосрочной поэтапной программой замены неэффективных мощностей по производству первичного алюминия на современные производства с конкурентоспособной себестоимостью». В реальности - это развитие производства в Индии. Металлоинвест строит уже второй завод по производству железа в Объединенных Арабских Эмиратах. Железную руду планируется завозить из России. При таких ценах на российские энергоносители это выгоднее, чем развивать переработку непосредственно рядом с местом добычи.
Впрочем, продолжая вести политику на неуемный рост энерготарифов, Курбатов может добиться того, что и добыча в России станет невыгодной. Впрочем, у него к тому времени уже наверняка будет уютное гнездышко за границей, подальше от «неблагодарных» граждан России.
Хотя на ближайшие годы у Курбатова, судя по всему, богатые планы по улучшению собственного благосостояния. Ведь именно он курировал инвестиционные программы МРСК и ФСК. Суммы, конечно, не запредельные, но чем поживиться, безусловно, найдется.
А вот, для примера, выдержки из протокола обсуждения инвестиционной программы «ФСК ЕЭС» на 2013-2017 гг. рабочей группой Экспертного совета при Правительстве РФ:
Виктор Степанов
Михаил Юрьевич Курбатов, назначенный в тридцатилетнем возрасте заместителем министра энергетики - живой пример того, что юный возраст для чиновника - вовсе не прививка от коррупции. Скорее, наоборот - молодые аллигаторы и едят более жадно, заглатывая всё подряд.
Курбатов не раз попадал в типичные ситуации для тех, кто пытается совместить работу в государственных органах со страстью к шикарной жизни - Куршевель, Рублёвка, дорогие авто, пьянство, ДТП, «гусарская» свадьба в старинной усадьбе, и прочая, и прочая. А на все претензии в «жизни не по средствам» у Курбатова есть готовый ответ - при уходе с синекуры в «Холдинге МРСК» он получил неплохой «золотой парашют» - на бонусы в компании было потрачено почти 2 млрд рублей. Не очень понятно, за какие заслуги, ну да речь не об этом.
При этом для внешнего мира он любит представляться эдаким бессребреником, живущим на одну зарплату в городской квартире, купленной на субсидию, выданную ему как иногороднему госслужащему еще во времена работы в Минэкономразвития. Благодаря высоким родственникам в министерстве, была выделена беспрецедентно большая субсидия на покупку шикарной квартиры в центре Москвы, стоимостью более 20 млн руб., при том, что субсидия не может превышать 3 млн руб.
Поэтому очевидно, что в отличие от работы на благо государства, в работе на себя Курбатов весьма преуспел. Схема действий неоднократно отработана и сводится к весьма простой фермерской формуле: подоить «корову», снять сливки, перейти к следующей корове. Причем особо не таясь и не скрываясь.
Скажем, в министерстве экономического развития Курбатов, по официальной версии, «играл ключевую роль в осуществлении реформы электроэнергетической отрасли». Отрасль была прореформирована, куда отправился Курбатов? Правильно, зарабатывать деньги в «Холдинге МРСК». Обратимся снова к официальной биографии: «При активном участии Курбатова была разработана и принята Стратегия развития «Холдинга МРСК» до 2015 года и на перспективу до 2020 года, а также Программа инновационного развития компании до 2016 года.» На деле же, говорят знающие люди, все документы были разработаны в холдинге без участия Курбатова, он просто поставил под ними свою подпись. Мол, не барское это дело - такими мелочами заниматься.
Пересидев положенное в МРСК, Курбатов перешел в Минэнерго, где довел ситуацию до того, что крупнейшие российские компании вынуждены из-за чрезвычайно завышенных тарифов на электроэнергию выводить свои производства из страны. По данным Института проблем естественных монополий цены на электроэнергию для промышленных потребителей РФ еще в 2011 году превысили уровень США и ряда стран Европы. До среднеевропейского уровня осталось совсем немного. И тогда наша промышленность, и без того после вступления в ВТО испытывающая немалые сложности, окончательно прикажет долго жить.
Может быть, Курбатов - преднамеренный вредитель, чья цель - уничтожить российскую промышленность? Может быть, он тайный агент иностранных государств? Нет, истина гораздо банальнее. Он просто делает свой маленький бизнес. Одной рукой организовав неподъемные для производителей тарифы, другой рукой он собирает с них деньги за включение в список тех, кто не платит за сетевую услугу МРСК. Только по тарифу ФСК ЕЭС.
Схема проста и гениальна, как любое находящееся на виду, но при этом продолжающееся не один год мошенничество. В «списке Курбатова» нет непосредственных потребителей. Он замаскирован под ежегодный приказ Минэнерго о сдаче сетей МРСК в аренду ФСК. И таинственным образом из списка сдаваемого оборудования пропадают подстанции, от которых получают энергию некоторые крупные потребители. Разумеется, не безвозмездно и совсем не даром.
Официальный документ именуется «Порядок передачи №403 от 24.08.2012». Любой желающий на сайте Минэнерго может ознакомиться - причем в публичном списке только те, кому не повезло, и кто платит по полной. А вот тех, кому удалось договориться с Курбатовым, в списке нет. Минэнерго просто-напросто удаляет их подстанции из списка.
Таким образом, крупные промышленные потребители, не занесшие чемодан-другой наличности, платят завышенные тарифы сетевым компаниям. А те, кому удалось договориться - платят гораздо меньше.
Именно эта разница лежит в сетевом тарифе МРСК, который в три раза выше, чем тариф ФСК. Но не надо думать, что МРСК сильно страдает от неплатежей. Недобранное с крупного бизнеса ложится на малый и средний.
Общий объем этого коррупционного рынка специалисты оценивают в 70 миллиардов рублей ежегодно. Сколько из них оседает в кармане Курбатова сказать сложно, это, наверное, вопрос к правоохранительным органам.
Как стала возможна такая схема, при которой чиновники Минэнерго единолично, без всяких экспертиз и конкурсов решают, кому платить «по полной», а кто оплатит только тариф ФСК - тоже отдельный вопрос к контрольным органам.
Те, кто не хочет заносить наличность Курбатову, вынуждены выводить производство из России.
Чтобы не быть голословными, несколько примеров. Компания «Русал» аккуратно называет это «долгосрочной поэтапной программой замены неэффективных мощностей по производству первичного алюминия на современные производства с конкурентоспособной себестоимостью». В реальности - это развитие производства в Индии. Металлоинвест строит уже второй завод по производству железа в Объединенных Арабских Эмиратах. Железную руду планируется завозить из России. При таких ценах на российские энергоносители это выгоднее, чем развивать переработку непосредственно рядом с местом добычи.
Впрочем, продолжая вести политику на неуемный рост энерготарифов, Курбатов может добиться того, что и добыча в России станет невыгодной. Впрочем, у него к тому времени уже наверняка будет уютное гнездышко за границей, подальше от «неблагодарных» граждан России.
Хотя на ближайшие годы у Курбатова, судя по всему, богатые планы по улучшению собственного благосостояния. Ведь именно он курировал инвестиционные программы МРСК и ФСК. Суммы, конечно, не запредельные, но чем поживиться, безусловно, найдется.
МРСК
Год | Финансирование, млн. руб. (с НДС) |
---|---|
2012 | 151 616 |
2013 | 170 729 |
2014 | 161 821 |
2015 | 156 674 |
2016 | 161 000 |
2017 | 164 195 |
Итого | 966 035 |
ФСК
Год | Финансирование, млн. руб. |
---|---|
2013 | 155 177 |
2014 | 154 596 |
2015 | 155 135 |
2016 | 155 499 |
2017 | 155 124 |
Итого | 775 531 |
А вот, для примера, выдержки из протокола обсуждения инвестиционной программы «ФСК ЕЭС» на 2013-2017 гг. рабочей группой Экспертного совета при Правительстве РФ:
- Состав и объем инвестиционной программы не отвечают потребностям энергосистемы и интересам государства.
- Данная инвестпрограмма не может быть рекомендована к реализации на долгосрочную перспективу.
- Менеджмент ФСК не смог привести ни одного проекта, имеющего коммерческую окупаемость без дополнительной нагрузки на тариф. Все проекты, квалифицированы как проекты, обеспечивающие дополнительную надежность. Для сравнения – в РЖД перечень коммерческих самоокупаемых проектов – порядка 50%.
- Уровень затрат и тарифов ФСК уже сегодня превышает уровень аналогичных тарифов в зарубежных странах. Инвестиционная программа впрямую приведет к еще большему увеличению тарифа для потребителей.
Причем с аналогичной «эффективностью» реализовывались и другие инициативы Курбатова. Возьмем, для примера, запуск для электросетевых компаний метода регулирования по норме доходности, так называемое RAB-регулирование. (В идеале - это система тарифообразования на основе долгосрочного регулирования тарифов, направленная на привлечение инвестиций для строительства и модернизации сетевой инфраструктуры и повышение эффективности работы сетевых организаций.) Именно Курбатов был главным лоббистом данной темы, именно он, по словам участников рынка, провел ее на всех уровнях и убедил в необходимости перехода на такой метод регулирования.
Реальность оказалась ровно противоположной. Если иностранные компании за счет RAB-регулирования снижают издержки и имеют возможность не повышать, и даже уменьшать тарифы, то у нас - ровно наоборот. Трехкратное увеличение выручки сетевых компаний за три года (с 2008 по 2011 гг.) за счет согласования огромных инвестиционных программ на строительство сетей и расшивку запертой мощности. Никем толком не проверенные инвестиционные программы электросетей были включены в значительно выросшие тарифы потребителей в соответствии с методикой, которую лоббировал именно Михаил Курбатов. Безвозмездно? Ну что за вопросы...
В узком кругу по поводу этого решения замминистра говорит: «Извините, налажали».
Примеры подобных «лажовых», но чрезвычайно выгодных решений можно приводить и приводить. Программа энергосбережения (не работает), сдерживания тарифов (тарифы растут), и прочая, и прочая.
Получается, что оплачивать эту алчность, бездарность, коррупцию приходится не крупным компания, а рядовым потребителям. И их терпение - не безгранично.
Реальность оказалась ровно противоположной. Если иностранные компании за счет RAB-регулирования снижают издержки и имеют возможность не повышать, и даже уменьшать тарифы, то у нас - ровно наоборот. Трехкратное увеличение выручки сетевых компаний за три года (с 2008 по 2011 гг.) за счет согласования огромных инвестиционных программ на строительство сетей и расшивку запертой мощности. Никем толком не проверенные инвестиционные программы электросетей были включены в значительно выросшие тарифы потребителей в соответствии с методикой, которую лоббировал именно Михаил Курбатов. Безвозмездно? Ну что за вопросы...
В узком кругу по поводу этого решения замминистра говорит: «Извините, налажали».
Примеры подобных «лажовых», но чрезвычайно выгодных решений можно приводить и приводить. Программа энергосбережения (не работает), сдерживания тарифов (тарифы растут), и прочая, и прочая.
Получается, что оплачивать эту алчность, бездарность, коррупцию приходится не крупным компания, а рядовым потребителям. И их терпение - не безгранично.
Иллюстрация: "РБК"