Заместитель генерального директора по коммерции «Севмаша» Александр Змиевский закупил для ходовых испытаний индийского авианосца некондиционное топливо
Константин Носков
Прошлогодний скандал с авианосцем «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков») стал позорным пятном для орденоносного предприятия «Севмаш», отечественного ОПК, да и, пожалуй, всего российского военно-морского флота. На ходовых испытаниях в сентябре 2012 года в Баренцевом море при попытке продемонстрировать индийской стороне заявленную максимальную скорость в 29 узлов вышли из строя сразу три (по другим данным сразу шесть) котла силовой установки авианосца. По результатам расследования единственным виновником аварии с новейшим боевым кораблем был назван некачественный китайский шамотный кирпич, хотя его никто и никогда не только на «Севмаш», но и в Россию не поставлял, свой девать некуда. Раз государственная комиссия не опровергла эту «оригинальную» версию, будем считать, что так оно и было.
В июне 2013 года «Викрамадитью» ждут новые испытания, по результатам которых, очень хочется верить, многострадальный авианосец наконец-то будет передан ВМС Индии. Но еще до выхода корабля в море успешный результат поставлен под сомнение. На этот раз «китайский огнеупорный кирпич» не виноват – обесценить многолетний труд тысяч людей, поставить под угрозу многомиллиардную программу военно-технического сотрудничества с Индией и международный престиж России может одно, на первый взгляд, незначительное обстоятельство.
Как случайно стало известно журналистам, завод «Севмаш», занимающийся модернизацией «Викрамадитьи» закупает для готовящихся ходовых испытаний корабля топливо, не соответствующее ГОСТу. В соответствии с требованиями ВМС Индии для авианосца проекта 11430 Vikramaditya ОАО «СКБК» создан модернизированный образец котла КВГ-3 – КВГ-3Д (поколения 3+), работающий на дизельном топливе. Вместо солярки руководство «Севмаша» приобрело у компании «Газпромнефть-МаринБункер» более дешевое СМТ (судовое маловязкое топливо). Такая экономия несет в себе большой риск, современные мощные силовые установки боевых кораблей не похожи на обычные судовые двигатели, работающие на мазуте, это гораздо более сложное устройство, требующие неукоснительного соблюдения правил обслуживания, пренебрежение которыми гарантированно ведет к аварии.
Подобные «мелочи», похоже, совершенно не волнуют заместителя генерального директора «Севмаша» по коммерции Александра Змиевского, кстати, филолога и экономиста по образованию, распорядившегося приобрести СМТ для «Викрамадитьи» вместо солярки. Но дело здесь, похоже, не только в отсутствии профильного образования. Даже дилетанту не придет в голову, что можно заправить болид «Формулы 1» обычным Аи-92 - в этом случае можно не только сразу забыть о победе, но и заодно, погубить дорогой и сложный мотор. У дизельного топлива по сравнению с СМТ, заметно отличаются характеристики: более высокое цетановое число, ниже температура воспламенения, ниже плотность, а главное, СМТ более «грязное» топливо (содержание серы и других примесей выше почти в 10 раз). Последнее обстоятельство грозит повышенным риском коррозии и непрогнозируемой степенью износа топливного оборудования при сжигании в запроектированных под солярку котлах.
О том, что «Севмаш» уже закупил несоответствующее топливо для ходовых испытаний «Викрамадитьи» стало известно из абсолютно открытых источников. В Федеральном арбитражном суде Северо-Западного округа находится дело, разбирающее хозяйственный спор между ОАО «Севмаш» и архангельской фирмой ЗАО «Бункерная компания», но в ходе разбирательств по поводу неоплаченной «Севмашем» партии солярки, неожиданно проступили черты индийского авианосца.
В кратком изложении события развивались так: в декабре 2011 года «Севмаш» заключил договор с ЗАО «Бункерная компания» на поставку топлива для строящейся морской буровой платформы «Приразломная». Дело в том, что «Севмаш» строит не только военные корабли, но и суда для торгового флота и нефтяников, получается это у него долго и дорого, по сравнению с сингапурскими и южнокорейскими верфями, но это уже другая история. В нашем случае важно другое. После проведения 50-процентного авансового платежа, господин Александр Змиевский стал требовать 30% скидку на поставленное на «Приразломную» в полном объеме топливо. Выглядел этот шаг замдиректора «Севмаша» как настоящий произвол - нельзя задним числом требовать снижения цены товара, который был поставлен в срок, надлежащего качества и по рыночным ценам. Руководство «Бункерной компании» отказалось идти на поводу у Змиевского и подало в суд на «Севмаш», требуя возвращения топлива и свои деньги.
Стоит заметить, что «Бункерная компания» - это не фирма-однодневка, а крупнейший налогоплательщик региона, который вместе с филиалом «Роснефти» уже более 10 лет выступает в роли основного поставщика нефтепродуктов для Архангельского морского порта и судов, обеспечивающих Северный морской завоз.
Дальше начинается самое интересное. На фоне конфликта из-за поставленной на «Приразломную» солярки Змиевский разрывает с ЗАО «Бункерная компания» другой договор. В январе 2012 года на торговой площадке www.fabrikant.ru ОАО «ПО Севмаш» разместило заявку на поставку дизельного топлива летнего ДТЛ 0,2-62 ГОСТ 305-82 в количестве 4000 тонн. Закупка и поставка топлива должна была производиться на условиях открытого тендера (запрос котировок цен покупателя № 98569). По результатам тендера победителем конкурса была объявлена ЗАО «Бункерная компания», о чем опубликован протокол на сайте вышеназванной торговой площадки. Однако в нарушение процедуры руководством ОАО «ПО Севмаш» в лице зам. генерального директора по коммерческим вопросам Змиевским А.Ю. (председатель тендерной комиссии), договор на поставку топлива ДТЛ 0,2-62 ГОСТ 305-82 с победителем подписан не был. Это топливо предназначалось для ходовых испытаний проекта 11430. Именно так называется по заводской номенклатуре бывший авианесущий крейсер «Адмирал Горшоков, а ныне легкий авианосец «Викрамадитья».
В итоге, была выбрана компания, которая вообще не участвовала в тендере – ООО «Газпромнефть Марин Бункер». С ней г-н Змиевский А.Ю. в нарушение всех правил по проведению госзакупок, без всякого тендера подписал договор поставки на топливо, изготовленное по ТУ (техническим условиям) - Судовое маловязкое топливо (СМТ). Об этом важном событии даже сообщило агентство РИА «Новости». Хотя гордиться, как выясняется, нечем. Главный недостаток СМУ – оно не соответствует условиям по применению на швартовных/ходовых испытаниях корабля проекта 11430 в связи с наличием значительного количества сероводорода. Кстати, по этой причине была отклонена котировочная заявка одного из претендентов по тендеру.
На данный момент ситуация такова. Дело о поставленной на «Приразломную» солярке разбирается в судах. В компании ЗАО «Бункерная компания» убеждены в своей правоте и уверены, что вернут деньги за поставленное топливо в полном объеме. Господина Змиевского, они называют рейдером и обвиняют в попытке разорить компанию, захватить активы, оформив их на организованный по его инициативе ООО «Торговый дом Севмаш», а потом выгодно продать, возможно, той же «Газпромнефть-МаринБункер».
Господин Александр Змиевский, в свою очередь, считает себя настоящим государственником, которого оболгали недобросовестные коммерсанты, а он всего лишь всеми силами добивается для «Севмаша», выполняющего гособоронзаказ, низких цен от поставщиков.
Независимо от того, какая сторона победит в данном споре, и когда это произойдет, закупленное для «Викрамадитьи», господином Змиевским судовое маловязкое топливо (СМТ), все равно не превратится чудесным образом в требуемое летнее дизельное топливо ГОСТ 305-82. На практике это значит, что на многомесячные испытания летом 2013 года авианосец может уйти заправленный некондиционным топливом. Чем это грозит?
Ответ на это могут дать, в первую очередь, нефтехимики. Применяемые в настоящее время дизельные топлива по качеству значительно превосходят требования, предъявляемые к топливу маловязкому судовому (СМТ). Так, цетановое число СМТ должно быть не менее 40, а для ДТ – не менее 45 единиц; содержание серы в СМТ допускается 0,5% вместо 0,05% для ДТ, что увеличивает риск износа основных деталей дизелей; меркаптановая сера в СМТ не нормируется, тогда как в ДТ её норма не более 0,01%; йодное число в СМТ не должно превышать 20, а в ДТ – не более 6 г йода на 100 г топлива; вязкость СМТ по норме не более 10 сст, а в ДТ 3,0-6,0 сст, что способствует более тонкому распылению; в СМТ не определяется фракционный состав, контроль фракционного состава в ДТ обеспечивает легкий запуск двигателя с минимальной задержкой воспламенения и легкого испарения, обеспечивающих более полное его сгорание.
СМТ относится к светлым нефтепродуктам с высоким содержанием серы. При сжигании она превращается в оксиды - SO2 и SO3 Наличие в дымовых газах SO3 повышает температуру начала конденсации влаги – «точку росы». В связи с тем, что температура хвостовых поверхностей котлов (воздухоподогревателей, экономайзеров) близка к «точке росы» дымовых газов, на этих поверхностях конденсируется серная кислота, которая и вызывает усиленную коррозию металла.
Исходя из вышесказанного, использование СМТ вместо соответствующего ГОСТ дизельного топлива, скорее всего, приведет к тому, что достижение авианосцем «Викрамадитья» максимальной мощности силовой установки и, соответственно, максимальной скорости, становится на испытаниях заведомо трудновыполнимой и рискованной задачей. Кроме того, за три месяца испытаний сжигание СМТ, существенно уменьшит и так небольшой ресурс силовой установки авианосца, постоянно испытывающей повышенную нагрузку из-за низкого качества топлива. Кроме перегрева, это грозит повышенным риском коррозии воздухоподогревателей и непрогнозируемой степенью их износа.
Во времена культа личности Сталина такое поведение руководителя предприятия, строящего военные корабли, однозначно было бы квалифицировано как «диверсия» или «вредительство» с соответствующими последствиями. Но к счастью для замгдиректора «Севмаша», методы работы правоохранительных органов нашей страны кардинально изменились. Опасаться ему нечего.
По первому образованию Александр Змиевский, закончивший Военный Краснознамённый институт МО СССР, скорее филолог, по крайней мере, так он сам о себе рассказывает. До прихода на «Севмаш» несколько лет работал в «Альфа-Банке», где как говорят, до сих пор получает зарплату в качестве вице-президента. Владеет тремя языками и дипломами трех ВУЗов, семьи и детей нет, ухоженный, всегда ярко и стильно одетый пятидесятилетний мужчина. Приехав в Северодвинск из столицы, изысканными манерами Змиевский сразу покорил сердца местных дам, но вниманию женщин он предпочитает компанию йоркширского терьера и работу, конечно.
К сожалению, эффективные менеджеры, ушедшие на госслужбу, как показывает практика, работают, прежде всего, на себя. Интересы государства для них – больше пустой звук. Дело не только в безразличии Змиевского к судьбе проекта 11340, не стоит его за это сильно осуждать, патриотизм сегодня не слишком в моде. Другие сделки замдиректора «Севмаша» далеко небезупречны. Сложно объяснить наличие «фирмы-прокладки» при заключении долгосрочного контракта с «Газпромнефть - МаринБункер», кроме как личным желанием господина Змиевского.
В феврале 2012 года при его участии заключен рамочный договор «Севмаша» с «Газпромнефть – Марин Бункер» на поставку топлива. Затем «Газпромнефть – Марин Бункер» заключает 2 договора: с нефтебазой ЗАО «Троица», у которой нет лицензии на перевалку опасных грузов в морских портах, и договор на доставку СМТ с ООО «Росбункер Групп», у которой лицензия есть. Затем «Росбункер Групп» заключает договор с ООО «Эндел БИО» (судя по всему, типичная «фирма-прокладка»), именно через нее «Севмаш» будет закупать топливо для платформы «Приразломная» и авианосца «Викрамадитья». Непосредственно же поставлять топливо за меньшие деньги будут фирмы «Архангельский транзит» (танкер «Нептун») и «Архангельский Морской Торговый Порт» (танкер «Орлец»). Основная разница в цене услуг «Троицы», «Росбункер Групп» и услугами танкеров, оседает в «Эндел БИО». По приблизительным оценкам, это примерно 2500 рублей с тонны топлива. За 2012 год «Газпромнефть-Марин Бункер» поставила «Севмашу» около 30 000 тонн топлива. Это 75 000 000 рублей для «Эндел БИО». Поставка топлива осуществлялась под руководством Ожега Чеслова Юрьевича, являющегося советником Змиевского по топливным вопросам и одновременно владельца компании ООО «ФЛОТСНАБ».
Сомнительные сделки, под прикрытием пятью орденов «Севмаша», закупка некондиционного топлива для испытаний важнейшего для предприятия проекта (в случае очередного провала это грозит руководству России серьезным международным скандалом и срывом миллиардных оружейных контрактов) - это и есть реальное качество управления финансами «Севмаша» со стороны Александра Змиевского. В этой связи разговоры о том, что «Севмаш» пройденный этап, не соответствующий высокой компетенции господина Змиевского, которого продвигают на пост вице-президента ОСК, приобретают двусмысленный характер.
Константин Носков
Александр Змиевский
В июне 2013 года «Викрамадитью» ждут новые испытания, по результатам которых, очень хочется верить, многострадальный авианосец наконец-то будет передан ВМС Индии. Но еще до выхода корабля в море успешный результат поставлен под сомнение. На этот раз «китайский огнеупорный кирпич» не виноват – обесценить многолетний труд тысяч людей, поставить под угрозу многомиллиардную программу военно-технического сотрудничества с Индией и международный престиж России может одно, на первый взгляд, незначительное обстоятельство.
Как случайно стало известно журналистам, завод «Севмаш», занимающийся модернизацией «Викрамадитьи» закупает для готовящихся ходовых испытаний корабля топливо, не соответствующее ГОСТу. В соответствии с требованиями ВМС Индии для авианосца проекта 11430 Vikramaditya ОАО «СКБК» создан модернизированный образец котла КВГ-3 – КВГ-3Д (поколения 3+), работающий на дизельном топливе. Вместо солярки руководство «Севмаша» приобрело у компании «Газпромнефть-МаринБункер» более дешевое СМТ (судовое маловязкое топливо). Такая экономия несет в себе большой риск, современные мощные силовые установки боевых кораблей не похожи на обычные судовые двигатели, работающие на мазуте, это гораздо более сложное устройство, требующие неукоснительного соблюдения правил обслуживания, пренебрежение которыми гарантированно ведет к аварии.
Подобные «мелочи», похоже, совершенно не волнуют заместителя генерального директора «Севмаша» по коммерции Александра Змиевского, кстати, филолога и экономиста по образованию, распорядившегося приобрести СМТ для «Викрамадитьи» вместо солярки. Но дело здесь, похоже, не только в отсутствии профильного образования. Даже дилетанту не придет в голову, что можно заправить болид «Формулы 1» обычным Аи-92 - в этом случае можно не только сразу забыть о победе, но и заодно, погубить дорогой и сложный мотор. У дизельного топлива по сравнению с СМТ, заметно отличаются характеристики: более высокое цетановое число, ниже температура воспламенения, ниже плотность, а главное, СМТ более «грязное» топливо (содержание серы и других примесей выше почти в 10 раз). Последнее обстоятельство грозит повышенным риском коррозии и непрогнозируемой степенью износа топливного оборудования при сжигании в запроектированных под солярку котлах.
Маленькие проделки «эффективного менеджера» грозят серьезными бедами
О том, что «Севмаш» уже закупил несоответствующее топливо для ходовых испытаний «Викрамадитьи» стало известно из абсолютно открытых источников. В Федеральном арбитражном суде Северо-Западного округа находится дело, разбирающее хозяйственный спор между ОАО «Севмаш» и архангельской фирмой ЗАО «Бункерная компания», но в ходе разбирательств по поводу неоплаченной «Севмашем» партии солярки, неожиданно проступили черты индийского авианосца.
В кратком изложении события развивались так: в декабре 2011 года «Севмаш» заключил договор с ЗАО «Бункерная компания» на поставку топлива для строящейся морской буровой платформы «Приразломная». Дело в том, что «Севмаш» строит не только военные корабли, но и суда для торгового флота и нефтяников, получается это у него долго и дорого, по сравнению с сингапурскими и южнокорейскими верфями, но это уже другая история. В нашем случае важно другое. После проведения 50-процентного авансового платежа, господин Александр Змиевский стал требовать 30% скидку на поставленное на «Приразломную» в полном объеме топливо. Выглядел этот шаг замдиректора «Севмаша» как настоящий произвол - нельзя задним числом требовать снижения цены товара, который был поставлен в срок, надлежащего качества и по рыночным ценам. Руководство «Бункерной компании» отказалось идти на поводу у Змиевского и подало в суд на «Севмаш», требуя возвращения топлива и свои деньги.
Стоит заметить, что «Бункерная компания» - это не фирма-однодневка, а крупнейший налогоплательщик региона, который вместе с филиалом «Роснефти» уже более 10 лет выступает в роли основного поставщика нефтепродуктов для Архангельского морского порта и судов, обеспечивающих Северный морской завоз.
Дальше начинается самое интересное. На фоне конфликта из-за поставленной на «Приразломную» солярки Змиевский разрывает с ЗАО «Бункерная компания» другой договор. В январе 2012 года на торговой площадке www.fabrikant.ru ОАО «ПО Севмаш» разместило заявку на поставку дизельного топлива летнего ДТЛ 0,2-62 ГОСТ 305-82 в количестве 4000 тонн. Закупка и поставка топлива должна была производиться на условиях открытого тендера (запрос котировок цен покупателя № 98569). По результатам тендера победителем конкурса была объявлена ЗАО «Бункерная компания», о чем опубликован протокол на сайте вышеназванной торговой площадки. Однако в нарушение процедуры руководством ОАО «ПО Севмаш» в лице зам. генерального директора по коммерческим вопросам Змиевским А.Ю. (председатель тендерной комиссии), договор на поставку топлива ДТЛ 0,2-62 ГОСТ 305-82 с победителем подписан не был. Это топливо предназначалось для ходовых испытаний проекта 11430. Именно так называется по заводской номенклатуре бывший авианесущий крейсер «Адмирал Горшоков, а ныне легкий авианосец «Викрамадитья».
Авианосец "Викрамадитья"
В итоге, была выбрана компания, которая вообще не участвовала в тендере – ООО «Газпромнефть Марин Бункер». С ней г-н Змиевский А.Ю. в нарушение всех правил по проведению госзакупок, без всякого тендера подписал договор поставки на топливо, изготовленное по ТУ (техническим условиям) - Судовое маловязкое топливо (СМТ). Об этом важном событии даже сообщило агентство РИА «Новости». Хотя гордиться, как выясняется, нечем. Главный недостаток СМУ – оно не соответствует условиям по применению на швартовных/ходовых испытаниях корабля проекта 11430 в связи с наличием значительного количества сероводорода. Кстати, по этой причине была отклонена котировочная заявка одного из претендентов по тендеру.
На данный момент ситуация такова. Дело о поставленной на «Приразломную» солярке разбирается в судах. В компании ЗАО «Бункерная компания» убеждены в своей правоте и уверены, что вернут деньги за поставленное топливо в полном объеме. Господина Змиевского, они называют рейдером и обвиняют в попытке разорить компанию, захватить активы, оформив их на организованный по его инициативе ООО «Торговый дом Севмаш», а потом выгодно продать, возможно, той же «Газпромнефть-МаринБункер».
Господин Александр Змиевский, в свою очередь, считает себя настоящим государственником, которого оболгали недобросовестные коммерсанты, а он всего лишь всеми силами добивается для «Севмаша», выполняющего гособоронзаказ, низких цен от поставщиков.
Независимо от того, какая сторона победит в данном споре, и когда это произойдет, закупленное для «Викрамадитьи», господином Змиевским судовое маловязкое топливо (СМТ), все равно не превратится чудесным образом в требуемое летнее дизельное топливо ГОСТ 305-82. На практике это значит, что на многомесячные испытания летом 2013 года авианосец может уйти заправленный некондиционным топливом. Чем это грозит?
Ответ на это могут дать, в первую очередь, нефтехимики. Применяемые в настоящее время дизельные топлива по качеству значительно превосходят требования, предъявляемые к топливу маловязкому судовому (СМТ). Так, цетановое число СМТ должно быть не менее 40, а для ДТ – не менее 45 единиц; содержание серы в СМТ допускается 0,5% вместо 0,05% для ДТ, что увеличивает риск износа основных деталей дизелей; меркаптановая сера в СМТ не нормируется, тогда как в ДТ её норма не более 0,01%; йодное число в СМТ не должно превышать 20, а в ДТ – не более 6 г йода на 100 г топлива; вязкость СМТ по норме не более 10 сст, а в ДТ 3,0-6,0 сст, что способствует более тонкому распылению; в СМТ не определяется фракционный состав, контроль фракционного состава в ДТ обеспечивает легкий запуск двигателя с минимальной задержкой воспламенения и легкого испарения, обеспечивающих более полное его сгорание.
СМТ относится к светлым нефтепродуктам с высоким содержанием серы. При сжигании она превращается в оксиды - SO2 и SO3 Наличие в дымовых газах SO3 повышает температуру начала конденсации влаги – «точку росы». В связи с тем, что температура хвостовых поверхностей котлов (воздухоподогревателей, экономайзеров) близка к «точке росы» дымовых газов, на этих поверхностях конденсируется серная кислота, которая и вызывает усиленную коррозию металла.
Исходя из вышесказанного, использование СМТ вместо соответствующего ГОСТ дизельного топлива, скорее всего, приведет к тому, что достижение авианосцем «Викрамадитья» максимальной мощности силовой установки и, соответственно, максимальной скорости, становится на испытаниях заведомо трудновыполнимой и рискованной задачей. Кроме того, за три месяца испытаний сжигание СМТ, существенно уменьшит и так небольшой ресурс силовой установки авианосца, постоянно испытывающей повышенную нагрузку из-за низкого качества топлива. Кроме перегрева, это грозит повышенным риском коррозии воздухоподогревателей и непрогнозируемой степенью их износа.
Во времена культа личности Сталина такое поведение руководителя предприятия, строящего военные корабли, однозначно было бы квалифицировано как «диверсия» или «вредительство» с соответствующими последствиями. Но к счастью для замгдиректора «Севмаша», методы работы правоохранительных органов нашей страны кардинально изменились. Опасаться ему нечего.
Дмитрий Медведев во время визита на "Севмаш"
уделил индийскому авианосцу особое внимание
уделил индийскому авианосцу особое внимание
Филолог на авианосце - к несчастью
История с закупкой неправильного топлива для «Викрамадитьи», несмотря на масштабы коррупции, тотальной безответственности и разгильдяйства в российской армии и ОПК, настолько выдающаяся, что вызывает неподдельный интерес к личности самого Александра Змиевского. Последний пришел на «Севмаш» три года назад как «эффективный менеджер», считается ставленником другого «эффективного менеджера», теперь уже бывшего генерального директора Объединенной Судостроительной компании (ОСК) - Романа Троценко.По первому образованию Александр Змиевский, закончивший Военный Краснознамённый институт МО СССР, скорее филолог, по крайней мере, так он сам о себе рассказывает. До прихода на «Севмаш» несколько лет работал в «Альфа-Банке», где как говорят, до сих пор получает зарплату в качестве вице-президента. Владеет тремя языками и дипломами трех ВУЗов, семьи и детей нет, ухоженный, всегда ярко и стильно одетый пятидесятилетний мужчина. Приехав в Северодвинск из столицы, изысканными манерами Змиевский сразу покорил сердца местных дам, но вниманию женщин он предпочитает компанию йоркширского терьера и работу, конечно.
К сожалению, эффективные менеджеры, ушедшие на госслужбу, как показывает практика, работают, прежде всего, на себя. Интересы государства для них – больше пустой звук. Дело не только в безразличии Змиевского к судьбе проекта 11340, не стоит его за это сильно осуждать, патриотизм сегодня не слишком в моде. Другие сделки замдиректора «Севмаша» далеко небезупречны. Сложно объяснить наличие «фирмы-прокладки» при заключении долгосрочного контракта с «Газпромнефть - МаринБункер», кроме как личным желанием господина Змиевского.
В феврале 2012 года при его участии заключен рамочный договор «Севмаша» с «Газпромнефть – Марин Бункер» на поставку топлива. Затем «Газпромнефть – Марин Бункер» заключает 2 договора: с нефтебазой ЗАО «Троица», у которой нет лицензии на перевалку опасных грузов в морских портах, и договор на доставку СМТ с ООО «Росбункер Групп», у которой лицензия есть. Затем «Росбункер Групп» заключает договор с ООО «Эндел БИО» (судя по всему, типичная «фирма-прокладка»), именно через нее «Севмаш» будет закупать топливо для платформы «Приразломная» и авианосца «Викрамадитья». Непосредственно же поставлять топливо за меньшие деньги будут фирмы «Архангельский транзит» (танкер «Нептун») и «Архангельский Морской Торговый Порт» (танкер «Орлец»). Основная разница в цене услуг «Троицы», «Росбункер Групп» и услугами танкеров, оседает в «Эндел БИО». По приблизительным оценкам, это примерно 2500 рублей с тонны топлива. За 2012 год «Газпромнефть-Марин Бункер» поставила «Севмашу» около 30 000 тонн топлива. Это 75 000 000 рублей для «Эндел БИО». Поставка топлива осуществлялась под руководством Ожега Чеслова Юрьевича, являющегося советником Змиевского по топливным вопросам и одновременно владельца компании ООО «ФЛОТСНАБ».
Сомнительные сделки, под прикрытием пятью орденов «Севмаша», закупка некондиционного топлива для испытаний важнейшего для предприятия проекта (в случае очередного провала это грозит руководству России серьезным международным скандалом и срывом миллиардных оружейных контрактов) - это и есть реальное качество управления финансами «Севмаша» со стороны Александра Змиевского. В этой связи разговоры о том, что «Севмаш» пройденный этап, не соответствующий высокой компетенции господина Змиевского, которого продвигают на пост вице-президента ОСК, приобретают двусмысленный характер.
* * *
Схема поставки топлива "Газпромнефть - МаринБункер" для "Севмаша" через "прокладки"