Предприниматель Михаил Селиванов и липецкая обладминистрация «кинули» кредиторов, чтобы не лишать губернатора Олега Королева привычного места для отдыха
Анатолий Лыткин
В Липецкой области, неподалеку от города Задонска, на левом берегу реки Дон находится прекрасный заповедный уголок – так называемое урочище «Скит». Территория урочища является не только природным заказником и ландшафтно-биологическим памятником, но и традиционным местом паломничества православных, ведь здесь находится Свято-Тихоновский Преображенский Епархиальный женский монастырь, который был основан на месте скита святителя Тихона Задонского. По легенде, святитель Тихон очень любил посещать это тихое безлюдное место в лесной глуши для уединения и молитвы. Здесь, наедине с чудесной природой, он создал главный труд своей жизни - «Сокровище духовное от мира собираемое». На берегу речки Проходни святитель обустроил источник, который теперь считается целебным.
Как и большинство российских монастырей, после революции Свято-Тихоновский монастырь был закрыт. Русской Православной церкви с помощью больших усилий удалось вернуть себе эти земли только в 1991 году.
Казалось бы, странно: зачем церкви даже не продавать – дарить! – крупные угодья в заповедном уголке какому-то частному предприятию, отрывая от себя и от верующих целый кусок благодати? В чем смысл? Где профит? Однако этот поступок выглядит странно только на первый взгляд. Все становится понятным, если знать, кто именно стоит за «АЭМ-Липецк».
ООО «АЭМ-Липецк» входит в холдинг, принадлежащий скандально известному подмосковному предпринимателю Михаилу Селиванову. Этот бизнесмен и фигурант ряда уголовных дел (в том числе дела о хищениях в госкорпорации «Росатом») имеет в деловых кругах репутацию афериста и прощелыги. Но это никак не мешает ему пользоваться в Липецкой области покровительством весьма серьезных людей. Ни для кого не секрет, что Селиванова и липецкого губернатора Олега Королева связывает длительная и нежная мужская дружба. Дружба, по слухам, настолько крепкая, что Селиванов трудоустроил в свои компании на топ-менеджерские позиции зятя Королева Данияла Алиева, а губернатор, в свою очередь, стал крестным отцом дочери предпринимателя.
Разумеется, благодаря таким почти родственным отношениям Селиванов пользовался в регионе всеми возможными преференциями. Ну а так как настоящие друзья гешефтов не забывают, губернатор Олег Королев всегда был в охотничьем доме желанным гостем. Вместе с губернатором отдохнуть от городской суеты и важных государственных дел приезжал в урочище «Скит» и первый вице-губернатор Юрий Божко – бывший глава администрации Задонского района был особенно тонким ценителем здешних красот. Заглядывали и другие представители липецкого властного истеблишмента. Свято место пусто не бывало. Однако в марте 2009 года «АЭМ-Липецк» внезапно продал охотничий домик вместе с участком некому физическому лицу, жителю Задонска Евгению Евгеньевичу Забелину.
Что же заставило владельцев избавиться от такого лакомого кусочка? Как всегда в подобных случаях, для подобного «финта ушами» были веские основания.
Когда же подошло время платить, выяснилось, что заемные средства кончились, хотя на них практически ничего не построено. У должников не оказалось ни денег, ни генерирующего выручку бизнеса. Кредиторы, не желавшие смириться с потерей своих средств, завалили суды исками, однако им не удавалось вернуть свое в обычном, гражданском порядке. Перспективы банкротства предприятий Селиванова, в том числе «АЭМ-Липецк», стали неминуемыми. Накануне введения на «АЭМ-Липецк» процедуры наблюдения Евгений Забелин и приобрел охотничий домик в урочище «Скит». И тут начинается самое интересное.
Во-первых, кто же такой этот Евгений Забелин, покупатель элитной базы отдыха? По данным ЕГРЮЛ, на момент покупки охотничьего домика он был… бенефициаром «АЭМ-Липецк»! Точнее, ему принадлежала половина ООО «Бизнес-строй», которой ООО «АЭМ-Липецк» приходилось «дочкой». Таким образом, домик, по сути, не сменил владельца, а был просто переложен из одного кармана в другой.
Кроме того, Забелин являлся не только одним из бенефициаров «АЭМ-Липецк», но и директором задонского филиала ОАО «Липецкоблгаз», а также менеджером, входящим в «сотню» резерва управленческих кадров главы администрации Липецкой области, членом Общественной палаты Задонского муниципального района и партии «Единая Россия». То есть он был «своим» человеком не только по отношению к Михаилу Селиванову, но и к областной администрации.
Во-вторых, сумма сделки составила всего 1,3 миллиона рублей. Это было ниже не только рыночной стоимости объекта, которая, по самым скромным оценкам, превышает 10 миллионов, но и всегда сильно заниженных данных БТИ.
В-третьих, даже эту жалкую в данных обстоятельствах сумму Евгений Забелин «АЭМ-Липецк» не заплатил - средства на счета компании так и не поступили. По официальной версии, деньги забрал Селиванов в счет оплаты по некому мифическому договору займа.
В свете этого становится понятной цель сделки: она была совершена, чтобы обезопасить ценный актив от притязаний назойливых кредиторов. И не зря.
И Селиванов, и покровительствующие ему областные «шишки» с самого начала понимали, что на Маслову вряд ли удастся надавить или повлиять в своих интересах. Поэтому они заранее попытались устранить ее путем реализации следующей схемы.
Как известно, когда предприятие находится в процедуре банкротства, наиболее важные решения принимает собрание кредиторов. Голоса в нем распространяются пропорционально имеющейся задолженности, т.е. тот, долг перед кем больше, может контролировать ход процедуры, в том числе предлагать свою кандидатуру арбитражного управляющего. Главным кредитором «АЭМ-Липецк» был Газпромбанк, профинансировавший строительство так и не запущенного завода металлоконструкций. Соответственно, чтобы получить возможность отстранить Маслову, Селиванову и его покровителям надо было включиться в реестр кредиторов с требованиями, превышающими размер выданных кредитов. А значит, нужно было придумать для этого основания.
Надо сказать, что еще в середине 2000-х годов, когда «АЭМ-Липецк» только получала кредиты, за своевременный возврат долга компании поручились сам Михаил Селиванов, а также его подмосковная фирма «Атомэнергомонтаж». Кроме того, Липецкая область личным распоряжением губернатора Олега Королева выдала залог – принадлежащие региону газопроводы высокого, среднего и низкого давления. Это и позволило Селиванову и Липецкой области выступить в этой ситуации единым фронтом.
Практически одновременно ООО «Атомэнергомонтаж», Селиванов и Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области подали в суд заявления с просьбой включить в реестр кредиторов «АЭМ-Липецк» их требования, каждое из которых приблизительно равнялось сумме выданного Газпромбанком кредита. Официально они объясняли свои действия примерно так: раз банк теоретически может взыскать долг «АЭМ-Липецк» с поручителей и залогодателя, то надо загодя истребовать эти средства с заемщика. На самом же деле, очевидно, расчет был иным: в случае включения в реестр суммарные требования «Селиванова и Ко» превысили задолженность перед банком в три раза, и у настоящих кредиторов уже не было бы никаких шансов хоть как-то влиять на ход банкротства. Это был бы настоящий «мыльный пузырь». К чести арбитражной системы, суд в этих требованиях отказал, хотя Михаил Селиванов оказался настойчивым и попытался оспорить отказ в вышестоящей инстанции.
Скоро наступит весна, и можно только воображать, с каким удовольствием Олег Королев, Юрий Божко и их верные друзья будут отдыхать в своем домике у пруда, есть барбекю и наслаждаться пением птиц в тени распускающихся деревьев. И пусть, как говорится, весь мир подождет.
Анатолий Лыткин
В Липецкой области, неподалеку от города Задонска, на левом берегу реки Дон находится прекрасный заповедный уголок – так называемое урочище «Скит». Территория урочища является не только природным заказником и ландшафтно-биологическим памятником, но и традиционным местом паломничества православных, ведь здесь находится Свято-Тихоновский Преображенский Епархиальный женский монастырь, который был основан на месте скита святителя Тихона Задонского. По легенде, святитель Тихон очень любил посещать это тихое безлюдное место в лесной глуши для уединения и молитвы. Здесь, наедине с чудесной природой, он создал главный труд своей жизни - «Сокровище духовное от мира собираемое». На берегу речки Проходни святитель обустроил источник, который теперь считается целебным.
Как и большинство российских монастырей, после революции Свято-Тихоновский монастырь был закрыт. Русской Православной церкви с помощью больших усилий удалось вернуть себе эти земли только в 1991 году.
Отлучение от церкви
И вот, спустя всего 14 лет, в 2005 году, Православная Епархия продала часть своей территории, а именно участок площадью 8,9 тыс. кв. м, некому ООО «АЭМ-Липецк» по скандально низкой цене – всего за 15 тысяч рублей. Приобретенный участок был превращен в угодья для отдыха. Новые хозяева возвели там охотничий домик площадью аж в 572 квадратных метра, построили баню и веранду для гриля, а также вырыли пруд – все, что нужно не только для души, но и для тела. Одновременно еще на дальних подступах к этому райскому уголку выставили охрану, которая не давала «простым смертным» даже приблизиться к святая святых. Казалось бы, странно: зачем церкви даже не продавать – дарить! – крупные угодья в заповедном уголке какому-то частному предприятию, отрывая от себя и от верующих целый кусок благодати? В чем смысл? Где профит? Однако этот поступок выглядит странно только на первый взгляд. Все становится понятным, если знать, кто именно стоит за «АЭМ-Липецк».
ООО «АЭМ-Липецк» входит в холдинг, принадлежащий скандально известному подмосковному предпринимателю Михаилу Селиванову. Этот бизнесмен и фигурант ряда уголовных дел (в том числе дела о хищениях в госкорпорации «Росатом») имеет в деловых кругах репутацию афериста и прощелыги. Но это никак не мешает ему пользоваться в Липецкой области покровительством весьма серьезных людей. Ни для кого не секрет, что Селиванова и липецкого губернатора Олега Королева связывает длительная и нежная мужская дружба. Дружба, по слухам, настолько крепкая, что Селиванов трудоустроил в свои компании на топ-менеджерские позиции зятя Королева Данияла Алиева, а губернатор, в свою очередь, стал крестным отцом дочери предпринимателя.
Разумеется, благодаря таким почти родственным отношениям Селиванов пользовался в регионе всеми возможными преференциями. Ну а так как настоящие друзья гешефтов не забывают, губернатор Олег Королев всегда был в охотничьем доме желанным гостем. Вместе с губернатором отдохнуть от городской суеты и важных государственных дел приезжал в урочище «Скит» и первый вице-губернатор Юрий Божко – бывший глава администрации Задонского района был особенно тонким ценителем здешних красот. Заглядывали и другие представители липецкого властного истеблишмента. Свято место пусто не бывало. Однако в марте 2009 года «АЭМ-Липецк» внезапно продал охотничий домик вместе с участком некому физическому лицу, жителю Задонска Евгению Евгеньевичу Забелину.
Что же заставило владельцев избавиться от такого лакомого кусочка? Как всегда в подобных случаях, для подобного «финта ушами» были веские основания.
Запахло жареным
В середине 2000-х годов Михаил Селиванов начал в Липецкой области целый ряд проектов: по строительству крупнейшего в России сахарного завода «Корни», кирпичной фабрики, фармкомплекса по производству антибиотиков и завода металлоконструкций и сэндвич-панелей мощностью до 45 тысяч тонн в год. Разумеется, реализовывать свои амбициозные планы предприниматель планировал не за свой счет. Поэтому аффилированные с ним компании, в том числе «АЭМ-Липецк», набрали кредитов на несколько сотен миллионов рублей. В течение нескольких лет кредиты активно «осваивались». Когда же подошло время платить, выяснилось, что заемные средства кончились, хотя на них практически ничего не построено. У должников не оказалось ни денег, ни генерирующего выручку бизнеса. Кредиторы, не желавшие смириться с потерей своих средств, завалили суды исками, однако им не удавалось вернуть свое в обычном, гражданском порядке. Перспективы банкротства предприятий Селиванова, в том числе «АЭМ-Липецк», стали неминуемыми. Накануне введения на «АЭМ-Липецк» процедуры наблюдения Евгений Забелин и приобрел охотничий домик в урочище «Скит». И тут начинается самое интересное.
Во-первых, кто же такой этот Евгений Забелин, покупатель элитной базы отдыха? По данным ЕГРЮЛ, на момент покупки охотничьего домика он был… бенефициаром «АЭМ-Липецк»! Точнее, ему принадлежала половина ООО «Бизнес-строй», которой ООО «АЭМ-Липецк» приходилось «дочкой». Таким образом, домик, по сути, не сменил владельца, а был просто переложен из одного кармана в другой.
Кроме того, Забелин являлся не только одним из бенефициаров «АЭМ-Липецк», но и директором задонского филиала ОАО «Липецкоблгаз», а также менеджером, входящим в «сотню» резерва управленческих кадров главы администрации Липецкой области, членом Общественной палаты Задонского муниципального района и партии «Единая Россия». То есть он был «своим» человеком не только по отношению к Михаилу Селиванову, но и к областной администрации.
Во-вторых, сумма сделки составила всего 1,3 миллиона рублей. Это было ниже не только рыночной стоимости объекта, которая, по самым скромным оценкам, превышает 10 миллионов, но и всегда сильно заниженных данных БТИ.
В-третьих, даже эту жалкую в данных обстоятельствах сумму Евгений Забелин «АЭМ-Липецк» не заплатил - средства на счета компании так и не поступили. По официальной версии, деньги забрал Селиванов в счет оплаты по некому мифическому договору займа.
В свете этого становится понятной цель сделки: она была совершена, чтобы обезопасить ценный актив от притязаний назойливых кредиторов. И не зря.
План «Перехват»
Некоторое время спустя подозрительной сделкой заинтересовалась конкурсный управляющий «АЭМ-Липецк» Светлана Маслова. Несмотря на то, что некоторые «знающие люди» просили ее не связываться с фактически губернаторским домиком, она все же решила довести дело до конца – оспорить сделку и вернуть базу отдыха на баланс «АЭМ-Липецк». И Селиванов, и покровительствующие ему областные «шишки» с самого начала понимали, что на Маслову вряд ли удастся надавить или повлиять в своих интересах. Поэтому они заранее попытались устранить ее путем реализации следующей схемы.
Как известно, когда предприятие находится в процедуре банкротства, наиболее важные решения принимает собрание кредиторов. Голоса в нем распространяются пропорционально имеющейся задолженности, т.е. тот, долг перед кем больше, может контролировать ход процедуры, в том числе предлагать свою кандидатуру арбитражного управляющего. Главным кредитором «АЭМ-Липецк» был Газпромбанк, профинансировавший строительство так и не запущенного завода металлоконструкций. Соответственно, чтобы получить возможность отстранить Маслову, Селиванову и его покровителям надо было включиться в реестр кредиторов с требованиями, превышающими размер выданных кредитов. А значит, нужно было придумать для этого основания.
Надо сказать, что еще в середине 2000-х годов, когда «АЭМ-Липецк» только получала кредиты, за своевременный возврат долга компании поручились сам Михаил Селиванов, а также его подмосковная фирма «Атомэнергомонтаж». Кроме того, Липецкая область личным распоряжением губернатора Олега Королева выдала залог – принадлежащие региону газопроводы высокого, среднего и низкого давления. Это и позволило Селиванову и Липецкой области выступить в этой ситуации единым фронтом.
Практически одновременно ООО «Атомэнергомонтаж», Селиванов и Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области подали в суд заявления с просьбой включить в реестр кредиторов «АЭМ-Липецк» их требования, каждое из которых приблизительно равнялось сумме выданного Газпромбанком кредита. Официально они объясняли свои действия примерно так: раз банк теоретически может взыскать долг «АЭМ-Липецк» с поручителей и залогодателя, то надо загодя истребовать эти средства с заемщика. На самом же деле, очевидно, расчет был иным: в случае включения в реестр суммарные требования «Селиванова и Ко» превысили задолженность перед банком в три раза, и у настоящих кредиторов уже не было бы никаких шансов хоть как-то влиять на ход банкротства. Это был бы настоящий «мыльный пузырь». К чести арбитражной системы, суд в этих требованиях отказал, хотя Михаил Селиванов оказался настойчивым и попытался оспорить отказ в вышестоящей инстанции.
Вердикт
Однако охотничий домик любителям отдыха на природе все же удалось оставить за собой. Липецкий арбитражный суд не нашел в сделке признаков намеренного вывода активов из «АЭМ-Липецк» и отказал арбитражному управляющему в иске. Наверняка Селиванов и компания отправились отмечать победу именно туда, в святое урочище «Скит», подальше от непрерывных скандалов, злобных пронырливых журналистов и алчных кредиторов. Скоро наступит весна, и можно только воображать, с каким удовольствием Олег Королев, Юрий Божко и их верные друзья будут отдыхать в своем домике у пруда, есть барбекю и наслаждаться пением птиц в тени распускающихся деревьев. И пусть, как говорится, весь мир подождет.