Транспортные перегибы губернаторов Меркушкина и Шанцева
Петр Кольцов
Губернаторский корпус в России формируется давно и остается неоднородным. Уже появляются главы регионов новой волны, службисты, которые поднялись во власть по вертикали и знают, что такое субординация, дисциплина и вообще хорошие манеры. Чего не скажешь о губернаторах-старожилах, остающихся под властью сладких воспоминаний о триумфе, с которым они под звук спецсигналов ворвались в постперестроечную Россию из скромных горкомов и обкомов. Как говаривал Аристотель, привычка - вторая натура. Но привычка к чиновничьим привилегиям в глазах простых граждан становится натурой первой и единственной. И ещё очень раздражающей…
Помните, как недавний кандидат в президенты, экс-губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев оскандалился на всю страну, на час задержав рейсовый самолёт, полный пассажиров и готовый к вылету? Тогда все телеканалы первой новостью выдавали переговоры наземной службы аэропорта с капитаном воздушного судна. Диспетчер читал пилоту мантру о некоем «первом лице», без которого разрешения на вылет не будет, а тот в сочных тонах отвечал, что для него на борту все лица одинаковые. Заслужив славу народного героя.
Удивляться тут нечему. Потому что психология иркутчан, ожидающих губернатора Мезенцева на взлётной полосе, ничем не отличается от настроений водителей, которые стоят пробках, пока по перекрытым улицам не промчится кортеж с каким-нибудь местным князьком. И даже если в нём едет хоть сто раз эффективный управленец, о его заслугах на ниве народного хозяйства лучше ни с кем из той пробки даже не заговаривать.
Благо, в последнее время в помощь губернаторам в работе с общественным мнением издано сразу несколько нормативных документов. 19 мая 2012 года вышел указ президента №635 «Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства», которое оставило право на спецсигналы только за полутысячей служебных автомобилей на всю страну. 22 декабря премьер Медведев подписывает соответствующее постановление правительства. А 12 февраля уже этого года на расширенной коллегии МВД при участии Владимира Путина решили спецсигналы губернаторским автомобилям оставить, но закрепление за ними эскорта ГИБДД объявили незаконным.
Лубочную картину, как всегда, опошлил недоверчивый российский электорат. Вооружившись регистраторами и мобильниками, он наводнил интернет роликами, в которых губернаторские кортежи под оглушительное кряканье в свете проблесковых маячков рассекают по встречной полосе, прижимают к обочинам личный и общественный транспорт. Неловко как-то получается: по телевизору хотят как лучше, а на дорогах всё как всегда.
Вот, например, губернатор Самарской области Николай Меркушкин попался 14 марта по пути на работу.
Автолюбители недоумевают, с какой стати в нарушение закона гаишники сопровождают главу региона на работу, а обычные самарцы на неё постоянно опаздывают, потому что после аварии ждут ДПС по три часа. 50 тыс. просмотров за неделю на «YouTube» и десятки комментариев, самые политкорректные слова в которых - «расстрелять» и «казнить». Николая Ивановича можно поздравить с интернет-бенефисом.
Не отстаёт и губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. Сделав себе мощный пиар и прослыв во всех СМИ борцом с собственными привилегиями, Валерий Павлинович многократно заявлял на голубом глазу, что мигалок у него нет аж с 2010 года. Дескать, даже на работу стал опаздывать, стоя в непролазных пробках областного центра. А в интернете что ни неделя, то новое видео с десятками тысяч просмотров, где губернатор с кортежем едет то на работу, то на обед, то на хоккей, то обгоняет в пробке карету скорой помощи. Даже в марте этого года, уже после выхода президентского запрета на закреплёние за автомобилями глав регионов машин сопровождения, он продолжил разъезжать по городу с полицейским эскортом. Посторонись, холопы, барин ехать изволит!
По-человечески старожилов-чиновников можно понять. Как-никак, суровое послевоенное детство оставляет свой отпечаток. И если на заре жизни маленьких радостей совсем не хватало, то волей-неволей начнёшь играть во взрослые игрушки к преклонным годам. Тем более, когда есть такая возможность, и дырявый родительский кошелёк щедро заменяет кошелёк бюджетный. Такие чиновники начинают жить в своём мире, мысленно паря высоко над землёй, которую в скучной реальности топчут бюджетники и трудяги со всяких там уралвагонзаводов.
Тот же Николай Меркушкин прославился, сделав своего сына вице-премьером правительства Мордовии, которую раньше сам возглавлял 17 лет. А Валерию Шанцеву нравится перемещаться с огоньком и комфортом буквально во всех природных стихиях.
К примеру, по сообщениям местных СМИ, весь упомянутый выше губернаторский кортеж обошёлся налогоплательщикам немногим менее $1 млн., и это далеко не единственное средство транспорта Шанцева, находящееся на балансе казны. Губернатор летает на вертолете марки МИ-8 МТВ-1 стоимостью почти $5 млн., приобретенном за бюджетный счёт. Салон воздушного судна отделан по эксклюзивному проекту карельской берёзой, хотя этим трудно объяснить тот факт, что базовая модель этого вертолёта на казанском заводе стоит в 2-2,5 раза дешевле. Управление делами правительства области исправно включает в годовые бюджеты расходы на содержание вертолёта в размере 20-25 млн. рублей.
У губернатора также есть разъездной теплоход «Виталий Галавтеев/«ВолгарьНН» стоимостью 18 млн. руб., требующий миллиона в год на обслуживание, скоростной катер для рыбной ловли «А-001» Марс-700 на воздушной подушке за 2,5 млн. рублей и дебаркадер «двухдечный» грузопассажирский почти за 10 млн. рублей. На казенном счету и охотхозяйство, где Шанцев отдыхает после трудовых будней.
А теперь главная гордость, которой позавидует любой коллега нижегородского губернатора. В командировки в столицу Шанцев ездит в специальном купейном вагоне повышенной комфортности модели «61-4196Д», который цепляют к основному составу поезда. Пресса сообщает о том, что областной бюджет потратил на него более 25 млн. рублей, но было за что: он состоит из шести купе, где установлены импортные кондиционеры, экологически чистые туалеты закрытого типа и душевые кабины. Ежегодные расходы на содержание пульмана - 5 млн. рублей из областного бюджета.
Финансовый кризис помешал правительству области приобрести также самолёт ЯК-40 за 15 млн. рублей, поэтому губернатор в качестве личного борта по несколько раз в год фрахтует аналогичный самолёт МЧС. По грубым подсчётам, средства транспорта, которыми располагает Валерий Павлинович, в совокупности сделали областную казну тоньше аж на 210 млн. рублей.
Нет, мы давно не удивляемся чиновничьей вседозволенности. Изумляет другое - тот диссонанс между федеральной повесткой и исполнением её в регионах, который из вертикали власти делает какую-то ломаную кривую. В марте 2012 года президент Путин, обращаясь к доверенным лицам, сказал, что мигалки останутся только у тех должностных лиц, которых нужно физически защищать. Что мигалка - это не для комфорта, а для государственной безопасности.
Но, заглянув в каждый второй регион, мы убеждаемся, что все разговоры об ответственности чиновников - это некий внешний фон, который отсекают бюрократические глушилки на башнях местных кремлей. И кроме всей этой роскоши в виде кортежей, пульманов и пароходов местные власти позволяют себе и ещё одну - роскошь игнорировать прямые указы президента. Отличительная черта практически всех выходцев из той ельцинской России, где ставить личный комфорт выше служебного долга было вполне себе комильфо.
Видно, в России нет даже малейшей надежды, что чиновники начнут следовать заявлениям Кремля о борьбе с коррупцией и привилегиями. Так не лучше ли тогда их больше вообще никогда не делать? Руководствуясь нетленным от Александра Блока: только правда, как бы она ни была тяжела, - легка.
Петр Кольцов
Губернаторский корпус в России формируется давно и остается неоднородным. Уже появляются главы регионов новой волны, службисты, которые поднялись во власть по вертикали и знают, что такое субординация, дисциплина и вообще хорошие манеры. Чего не скажешь о губернаторах-старожилах, остающихся под властью сладких воспоминаний о триумфе, с которым они под звук спецсигналов ворвались в постперестроечную Россию из скромных горкомов и обкомов. Как говаривал Аристотель, привычка - вторая натура. Но привычка к чиновничьим привилегиям в глазах простых граждан становится натурой первой и единственной. И ещё очень раздражающей…
Закон не суров, но это закон
Помните, как недавний кандидат в президенты, экс-губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев оскандалился на всю страну, на час задержав рейсовый самолёт, полный пассажиров и готовый к вылету? Тогда все телеканалы первой новостью выдавали переговоры наземной службы аэропорта с капитаном воздушного судна. Диспетчер читал пилоту мантру о некоем «первом лице», без которого разрешения на вылет не будет, а тот в сочных тонах отвечал, что для него на борту все лица одинаковые. Заслужив славу народного героя.
Удивляться тут нечему. Потому что психология иркутчан, ожидающих губернатора Мезенцева на взлётной полосе, ничем не отличается от настроений водителей, которые стоят пробках, пока по перекрытым улицам не промчится кортеж с каким-нибудь местным князьком. И даже если в нём едет хоть сто раз эффективный управленец, о его заслугах на ниве народного хозяйства лучше ни с кем из той пробки даже не заговаривать.
Благо, в последнее время в помощь губернаторам в работе с общественным мнением издано сразу несколько нормативных документов. 19 мая 2012 года вышел указ президента №635 «Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства», которое оставило право на спецсигналы только за полутысячей служебных автомобилей на всю страну. 22 декабря премьер Медведев подписывает соответствующее постановление правительства. А 12 февраля уже этого года на расширенной коллегии МВД при участии Владимира Путина решили спецсигналы губернаторским автомобилям оставить, но закрепление за ними эскорта ГИБДД объявили незаконным.
А им всё равно
Лубочную картину, как всегда, опошлил недоверчивый российский электорат. Вооружившись регистраторами и мобильниками, он наводнил интернет роликами, в которых губернаторские кортежи под оглушительное кряканье в свете проблесковых маячков рассекают по встречной полосе, прижимают к обочинам личный и общественный транспорт. Неловко как-то получается: по телевизору хотят как лучше, а на дорогах всё как всегда.
Вот, например, губернатор Самарской области Николай Меркушкин попался 14 марта по пути на работу.
Автолюбители недоумевают, с какой стати в нарушение закона гаишники сопровождают главу региона на работу, а обычные самарцы на неё постоянно опаздывают, потому что после аварии ждут ДПС по три часа. 50 тыс. просмотров за неделю на «YouTube» и десятки комментариев, самые политкорректные слова в которых - «расстрелять» и «казнить». Николая Ивановича можно поздравить с интернет-бенефисом.
Не отстаёт и губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. Сделав себе мощный пиар и прослыв во всех СМИ борцом с собственными привилегиями, Валерий Павлинович многократно заявлял на голубом глазу, что мигалок у него нет аж с 2010 года. Дескать, даже на работу стал опаздывать, стоя в непролазных пробках областного центра. А в интернете что ни неделя, то новое видео с десятками тысяч просмотров, где губернатор с кортежем едет то на работу, то на обед, то на хоккей, то обгоняет в пробке карету скорой помощи. Даже в марте этого года, уже после выхода президентского запрета на закреплёние за автомобилями глав регионов машин сопровождения, он продолжил разъезжать по городу с полицейским эскортом. Посторонись, холопы, барин ехать изволит!
Игрушки для взрослых
По-человечески старожилов-чиновников можно понять. Как-никак, суровое послевоенное детство оставляет свой отпечаток. И если на заре жизни маленьких радостей совсем не хватало, то волей-неволей начнёшь играть во взрослые игрушки к преклонным годам. Тем более, когда есть такая возможность, и дырявый родительский кошелёк щедро заменяет кошелёк бюджетный. Такие чиновники начинают жить в своём мире, мысленно паря высоко над землёй, которую в скучной реальности топчут бюджетники и трудяги со всяких там уралвагонзаводов.
Тот же Николай Меркушкин прославился, сделав своего сына вице-премьером правительства Мордовии, которую раньше сам возглавлял 17 лет. А Валерию Шанцеву нравится перемещаться с огоньком и комфортом буквально во всех природных стихиях.
К примеру, по сообщениям местных СМИ, весь упомянутый выше губернаторский кортеж обошёлся налогоплательщикам немногим менее $1 млн., и это далеко не единственное средство транспорта Шанцева, находящееся на балансе казны. Губернатор летает на вертолете марки МИ-8 МТВ-1 стоимостью почти $5 млн., приобретенном за бюджетный счёт. Салон воздушного судна отделан по эксклюзивному проекту карельской берёзой, хотя этим трудно объяснить тот факт, что базовая модель этого вертолёта на казанском заводе стоит в 2-2,5 раза дешевле. Управление делами правительства области исправно включает в годовые бюджеты расходы на содержание вертолёта в размере 20-25 млн. рублей.
У губернатора также есть разъездной теплоход «Виталий Галавтеев/«ВолгарьНН» стоимостью 18 млн. руб., требующий миллиона в год на обслуживание, скоростной катер для рыбной ловли «А-001» Марс-700 на воздушной подушке за 2,5 млн. рублей и дебаркадер «двухдечный» грузопассажирский почти за 10 млн. рублей. На казенном счету и охотхозяйство, где Шанцев отдыхает после трудовых будней.
А теперь главная гордость, которой позавидует любой коллега нижегородского губернатора. В командировки в столицу Шанцев ездит в специальном купейном вагоне повышенной комфортности модели «61-4196Д», который цепляют к основному составу поезда. Пресса сообщает о том, что областной бюджет потратил на него более 25 млн. рублей, но было за что: он состоит из шести купе, где установлены импортные кондиционеры, экологически чистые туалеты закрытого типа и душевые кабины. Ежегодные расходы на содержание пульмана - 5 млн. рублей из областного бюджета.
Финансовый кризис помешал правительству области приобрести также самолёт ЯК-40 за 15 млн. рублей, поэтому губернатор в качестве личного борта по несколько раз в год фрахтует аналогичный самолёт МЧС. По грубым подсчётам, средства транспорта, которыми располагает Валерий Павлинович, в совокупности сделали областную казну тоньше аж на 210 млн. рублей.
Внешний фон нам не указ
Нет, мы давно не удивляемся чиновничьей вседозволенности. Изумляет другое - тот диссонанс между федеральной повесткой и исполнением её в регионах, который из вертикали власти делает какую-то ломаную кривую. В марте 2012 года президент Путин, обращаясь к доверенным лицам, сказал, что мигалки останутся только у тех должностных лиц, которых нужно физически защищать. Что мигалка - это не для комфорта, а для государственной безопасности.
Но, заглянув в каждый второй регион, мы убеждаемся, что все разговоры об ответственности чиновников - это некий внешний фон, который отсекают бюрократические глушилки на башнях местных кремлей. И кроме всей этой роскоши в виде кортежей, пульманов и пароходов местные власти позволяют себе и ещё одну - роскошь игнорировать прямые указы президента. Отличительная черта практически всех выходцев из той ельцинской России, где ставить личный комфорт выше служебного долга было вполне себе комильфо.
Видно, в России нет даже малейшей надежды, что чиновники начнут следовать заявлениям Кремля о борьбе с коррупцией и привилегиями. Так не лучше ли тогда их больше вообще никогда не делать? Руководствуясь нетленным от Александра Блока: только правда, как бы она ни была тяжела, - легка.