В кого целится член Национальной стрелковой ассоциации США, российский сенатор Александр Торшин?
Владимир Ступин
В последнее время на всех уровнях активно обсуждаются такие насущные социальные проблемы, как положение детей-сирот, ограничение употребления алкоголя и табака, личная безопасность граждан. Решение любой проблемы всегда готов найти замспикера Совета Федерации РФ Александр Торшин, а вот каким оно будет, зависит от того, чьи интересы он в данный момент представляет.
Оказывается, если посмотреть внимательно на инициативы сенатора Торшина, любителя светских тусовок, ничем он не занимается просто так – за всяким его начинанием можно четко разглядеть, чьи проблемы он решает. Кстати, в рейтинге «Независимой газеты» Торшин уже много лет не покидает двадцатку наиболее влиятельных лоббистов-профессионалов, хотя его проекты далеко не всегда оканчиваются успехом.
Так, в 2011 году Торшин принялся активно лоббировать интересы производителей табака. Он подверг критике законопроект против курения, разработанный Министерством здравоохранения и социального развития РФ, как якобы чрезмерно жесткий, ограничивающий права человека на курение. Вслед за этим Торшин выступил на стороне пивного лобби, став сторонником низких акцизов на пиво и проводя идею о том, что увеличение потребления пива позволит бороться с потреблением водки.
В сфере интересов Александра Порфирьевича какое-то время находилась и химическая отрасль, далекая и от его образования юриста и психолога, и от профильной работы в высшем законодательном органе власти. Например, когда шла ожесточенная борьба за контроль над волгоградским ОАО «Химпром», Торшин тоже не оставался в стороне – активно продвигал кандидатуру Юрия Батрина на пост генерального директора предприятия. Его назначение тогда, по очень удачному «совпадению», добивалась «Ренова» Виктора Вексельберга.
Также сенатор «прославился» выступлениями против отставки экс-министра внутренних дел Татарстана Асгата Сафарова, когда его сотрудники до смерти изнасиловали человека в ОВД «Дальний», что вызвало широкий резонанс в обществе и поставило ребром вопрос о масштабных нарушениях в рядах полиции.
В прошлом году Торшин включился в решение проблем российских сирот. Детей из детских домов Дальнего Востока и Крайнего Севера он предложил переселять… в семьи жителей Северного Кавказа. И на первое место он поставил не интересы детей, а экономические аспекты, «не разглядев» предельного цинизма своей инициативы. При этом Торшин предложил «убить сразу двух зайцев»: «создать новые рабочие места на Кавказе и сэкономить на содержании сирот». По мнению сенатора, реализация указанной меры избавит власти от необходимости строить и содержать детские учреждения. Он представил даже собственный расчет: «данный проект позволит властям сэкономить на содержании одного воспитанника детдома от 300 тыс. до 1 млн руб.». Кроме того, по его мнению, «программа положительно скажется на межнациональных отношениях, т.к. сироты будут воспитываться в лучших горских традициях, узнают местные языки». Но кем станут на Кавказе эти российские дети? Их судьбы Торшина не заботят. «Детский» проект Торшина вызвал резкую критику: отправлять детей туда, где через день гремят взрывы, раздаются выстрелы и куда решается ехать не каждый взрослый, никому в России не показалось правильной идеей.
А вот один из последних его громких проектов, обернувшийся скандальным провалом и попахивающий не иначе как экстремизмом. Летом 2012 года Александр Торшин подготовил законопроект, разрешающий гражданам хранить и использовать короткоствольное огнестрельное оружие – в целях повышения безопасности населения. Его высказывания поражают и пугают: "Оружие дисциплинирует. Атмосфера в нашем обществе поменяется, потому что люди не будут заниматься беспределом, в том числе это касается и правоохранительных органов. И прежде чем что-то сделать, человек будет думать. Посмотрите на Америку - там все улыбаются. Парадоксально, но наше общество станет добрее", - заявил Торшин на презентации экспертного доклада, касающегося реформирования российского оружейного законодательства.
Торшин сразу оценил размах этого лоббистского проекта, и вероятнее всего, заказчикам его услуги обошлись недешево. По оценке Торшина, приобрести оружие в случае его легализации смогут примерно 10,7 млн человек, средняя цена отечественного пистолета может составить около 9 тыс. руб. Легализация оборота короткоствольного оружия способна принести дополнительно до триллиона рублей за пять лет с перспективами дальнейшего роста. То есть в случае принятия закона в России появился бы новый сектор экономики, да еще какой! Есть за что стараться. К тому же проект оказался для Торшина близким духовно: он является пожизненным членом Национальной стрелковой ассоциации США и сам любит пострелять.
Планы Торшина распростерлись широко: при его активном содействии было создано движение «Право на оружие» (НКО), принявшееся активно продвигать идею вооружения общества (подробнее о нем чуть ниже).
А то, что в Америке, где «все улыбаются», с ужасающей регулярностью происходят массовые расстрелы граждан, и такая же перспектива может ожидать и Россию, то это Торшина не волнует ничуть. Ну если только совсем немного. Причем по-особому: по его мнению, надо ввести систему обязательного страхования ответственности владельцев оружия (а это новый рынок уже для страховщиков), и если кто-то из неосторожных граждан подвернется под шальную пулю, то сможет получить возмещение, всего и делов-то.
Однако ни оружейникам, ни страховщикам счастье так и не улыбнулось, правительство идею отвергло, а Торшин серьезно подпортил себе репутацию и получил прозвище «смертоносного сенатора».
Откуда «растут ноги» у этой оружейной инициативы, известно далеко не всем. Как мы уже упомянули, являясь членом Совета Федерации РФ и Национального антитеррористического комитета, Александр Порфирьевич также состоит пожизненным членом Национальной стрелковой ассоциации США (NRA). В Америке его знают как Алекса Торшина. Он очень гордится тем, что вхож в Овальный кабинет и принимает участие в ежегодном национальном молитвенном завтраке, который устраивает президент США. На такие завтраки приглашаются высокопоставленные общественные деятели и чиновники, в том числе, зарубежные, на которых американскому руководству было бы интересно оказать «мягкое» давление. Иными словами, член Совфеда и НАК РФ, с доступом к секретной информации, фактически участвует в вербовочных мероприятиях иностранного правительства.
А что же такое Национальная стрелковая ассоциация США? Это не просто клуб по интересам, организованный любителями пострелять по бутылкам. Это мощнейшая лоббистская организация, внесенная изданиями Time и Fortune в списки наиболее влиятельных международных лоббистских организаций мира, тесно связанная с Минобороны США и ЦРУ. Только в 2010-2012 годах NRA потратила более $20 млн на выборы членов конгресса, обеспечив победу 25 конгрессменам. Примерно $100 млн было израсходовано на кампанию против переизбрания Барака Обамы на пост президента. Понятно, чем не угодил NRA глава США – он уже который год пытается ввести запрет на широкую продажу штурмового оружия в стране, и именно благодаря лоббистам NRA его усилия до сих пор тщетны.
Вопрос: что делает в рядах иностранной лоббистской организации высокопоставленный государственный деятель из России? Став в 2011 году членом NRA, Александр Торшин и начал активно лоббировать ее интересы в России и на постсоветском пространстве. С целью легализации оборота огнестрельного оружия в России в 2011 создается межрегиональная общественная организация «Право на оружие». Руководителем организации становится Мария Бутина, член NRA. Марию Бутину активно поддерживает Александр Торшин. Фактически организация «Право на оружие» полностью копирует деятельность NRA. Вполне возможно, НКО «Право на оружие» организует свои акции с помощью зарубежного финансирования и Министерству юстиции следует проверить, не должна ли она зарегистрироваться в качестве иностранного агента. А пока при содействии Торшина филиалы NRA появляются в республиках СНГ. Похоже, что под видом заботы о безопасности граждан, Торшин продвигает в России интересы иностранных групп давления, производителей оружия и, вероятно, политиков. И при этом его, похоже, нисколько не заботит, к каким социальным и политическим последствиям может привести либерализация оружейного рынка в России.
В России до сих пор официально не существует такого явления, как «лоббизм». Однако это не значит, что лоббизма не существует де-факто. И если на Западе этот механизм представляет собой процесс цивилизованного согласования интересов, в нашей стране лоббизм пока что не вырос из абсолютно диких форм, которые куда точнее характеризует термин «коррупция». Но если мы говорим о лоббировании интересов иностранных покровителей в России членом Совета Федерации, то это уже называется совсем по-другому.
Владимир Ступин
В последнее время на всех уровнях активно обсуждаются такие насущные социальные проблемы, как положение детей-сирот, ограничение употребления алкоголя и табака, личная безопасность граждан. Решение любой проблемы всегда готов найти замспикера Совета Федерации РФ Александр Торшин, а вот каким оно будет, зависит от того, чьи интересы он в данный момент представляет.
Александр Торшин
Оказывается, если посмотреть внимательно на инициативы сенатора Торшина, любителя светских тусовок, ничем он не занимается просто так – за всяким его начинанием можно четко разглядеть, чьи проблемы он решает. Кстати, в рейтинге «Независимой газеты» Торшин уже много лет не покидает двадцатку наиболее влиятельных лоббистов-профессионалов, хотя его проекты далеко не всегда оканчиваются успехом.
Так, в 2011 году Торшин принялся активно лоббировать интересы производителей табака. Он подверг критике законопроект против курения, разработанный Министерством здравоохранения и социального развития РФ, как якобы чрезмерно жесткий, ограничивающий права человека на курение. Вслед за этим Торшин выступил на стороне пивного лобби, став сторонником низких акцизов на пиво и проводя идею о том, что увеличение потребления пива позволит бороться с потреблением водки.
В сфере интересов Александра Порфирьевича какое-то время находилась и химическая отрасль, далекая и от его образования юриста и психолога, и от профильной работы в высшем законодательном органе власти. Например, когда шла ожесточенная борьба за контроль над волгоградским ОАО «Химпром», Торшин тоже не оставался в стороне – активно продвигал кандидатуру Юрия Батрина на пост генерального директора предприятия. Его назначение тогда, по очень удачному «совпадению», добивалась «Ренова» Виктора Вексельберга.
Также сенатор «прославился» выступлениями против отставки экс-министра внутренних дел Татарстана Асгата Сафарова, когда его сотрудники до смерти изнасиловали человека в ОВД «Дальний», что вызвало широкий резонанс в обществе и поставило ребром вопрос о масштабных нарушениях в рядах полиции.
В прошлом году Торшин включился в решение проблем российских сирот. Детей из детских домов Дальнего Востока и Крайнего Севера он предложил переселять… в семьи жителей Северного Кавказа. И на первое место он поставил не интересы детей, а экономические аспекты, «не разглядев» предельного цинизма своей инициативы. При этом Торшин предложил «убить сразу двух зайцев»: «создать новые рабочие места на Кавказе и сэкономить на содержании сирот». По мнению сенатора, реализация указанной меры избавит власти от необходимости строить и содержать детские учреждения. Он представил даже собственный расчет: «данный проект позволит властям сэкономить на содержании одного воспитанника детдома от 300 тыс. до 1 млн руб.». Кроме того, по его мнению, «программа положительно скажется на межнациональных отношениях, т.к. сироты будут воспитываться в лучших горских традициях, узнают местные языки». Но кем станут на Кавказе эти российские дети? Их судьбы Торшина не заботят. «Детский» проект Торшина вызвал резкую критику: отправлять детей туда, где через день гремят взрывы, раздаются выстрелы и куда решается ехать не каждый взрослый, никому в России не показалось правильной идеей.
А вот один из последних его громких проектов, обернувшийся скандальным провалом и попахивающий не иначе как экстремизмом. Летом 2012 года Александр Торшин подготовил законопроект, разрешающий гражданам хранить и использовать короткоствольное огнестрельное оружие – в целях повышения безопасности населения. Его высказывания поражают и пугают: "Оружие дисциплинирует. Атмосфера в нашем обществе поменяется, потому что люди не будут заниматься беспределом, в том числе это касается и правоохранительных органов. И прежде чем что-то сделать, человек будет думать. Посмотрите на Америку - там все улыбаются. Парадоксально, но наше общество станет добрее", - заявил Торшин на презентации экспертного доклада, касающегося реформирования российского оружейного законодательства.
Александр Торшин и винтовка
Планы Торшина распростерлись широко: при его активном содействии было создано движение «Право на оружие» (НКО), принявшееся активно продвигать идею вооружения общества (подробнее о нем чуть ниже).
Александр Торшин: вооружен - значит защищен
А то, что в Америке, где «все улыбаются», с ужасающей регулярностью происходят массовые расстрелы граждан, и такая же перспектива может ожидать и Россию, то это Торшина не волнует ничуть. Ну если только совсем немного. Причем по-особому: по его мнению, надо ввести систему обязательного страхования ответственности владельцев оружия (а это новый рынок уже для страховщиков), и если кто-то из неосторожных граждан подвернется под шальную пулю, то сможет получить возмещение, всего и делов-то.
Однако ни оружейникам, ни страховщикам счастье так и не улыбнулось, правительство идею отвергло, а Торшин серьезно подпортил себе репутацию и получил прозвище «смертоносного сенатора».
Откуда «растут ноги» у этой оружейной инициативы, известно далеко не всем. Как мы уже упомянули, являясь членом Совета Федерации РФ и Национального антитеррористического комитета, Александр Порфирьевич также состоит пожизненным членом Национальной стрелковой ассоциации США (NRA). В Америке его знают как Алекса Торшина. Он очень гордится тем, что вхож в Овальный кабинет и принимает участие в ежегодном национальном молитвенном завтраке, который устраивает президент США. На такие завтраки приглашаются высокопоставленные общественные деятели и чиновники, в том числе, зарубежные, на которых американскому руководству было бы интересно оказать «мягкое» давление. Иными словами, член Совфеда и НАК РФ, с доступом к секретной информации, фактически участвует в вербовочных мероприятиях иностранного правительства.
А что же такое Национальная стрелковая ассоциация США? Это не просто клуб по интересам, организованный любителями пострелять по бутылкам. Это мощнейшая лоббистская организация, внесенная изданиями Time и Fortune в списки наиболее влиятельных международных лоббистских организаций мира, тесно связанная с Минобороны США и ЦРУ. Только в 2010-2012 годах NRA потратила более $20 млн на выборы членов конгресса, обеспечив победу 25 конгрессменам. Примерно $100 млн было израсходовано на кампанию против переизбрания Барака Обамы на пост президента. Понятно, чем не угодил NRA глава США – он уже который год пытается ввести запрет на широкую продажу штурмового оружия в стране, и именно благодаря лоббистам NRA его усилия до сих пор тщетны.
Александр Торшин и Мария Бутина
Вопрос: что делает в рядах иностранной лоббистской организации высокопоставленный государственный деятель из России? Став в 2011 году членом NRA, Александр Торшин и начал активно лоббировать ее интересы в России и на постсоветском пространстве. С целью легализации оборота огнестрельного оружия в России в 2011 создается межрегиональная общественная организация «Право на оружие». Руководителем организации становится Мария Бутина, член NRA. Марию Бутину активно поддерживает Александр Торшин. Фактически организация «Право на оружие» полностью копирует деятельность NRA. Вполне возможно, НКО «Право на оружие» организует свои акции с помощью зарубежного финансирования и Министерству юстиции следует проверить, не должна ли она зарегистрироваться в качестве иностранного агента. А пока при содействии Торшина филиалы NRA появляются в республиках СНГ. Похоже, что под видом заботы о безопасности граждан, Торшин продвигает в России интересы иностранных групп давления, производителей оружия и, вероятно, политиков. И при этом его, похоже, нисколько не заботит, к каким социальным и политическим последствиям может привести либерализация оружейного рынка в России.
В России до сих пор официально не существует такого явления, как «лоббизм». Однако это не значит, что лоббизма не существует де-факто. И если на Западе этот механизм представляет собой процесс цивилизованного согласования интересов, в нашей стране лоббизм пока что не вырос из абсолютно диких форм, которые куда точнее характеризует термин «коррупция». Но если мы говорим о лоббировании интересов иностранных покровителей в России членом Совета Федерации, то это уже называется совсем по-другому.
* * * *