28 мар. 2016 г.

Олег Мельниченко против телефонного розыгрыша

Замполпреда президента в ПФО подал в суд за пранк с невнятным "планом захвата регионального ОНФ"

Александр Полушин


Заместитель полпреда президента РФ в Приволжском федеральном округе Олег Мельниченко инициировал уголовное преследование блогера и журналиста Константина Духонина.  Возбуждено уголовное дело по статье "Клевета". Поводом стали подозрения в причастности Духонина к телефонному звонку от имени г-на Мельниченко члену пермского отделения "Общероссийского народного фронта" Ирине Ермаковой.

Олег Мельниченко

Пермские правоохранители, получив команду из полпредства, всячески "прессуют" Духонина с целью выбить признание. Блогеру грозят подставой. Могут спровоцировать драку, подбросить наркотики или сделать что-либо подобное, чтобы он поручил реальный срок, а не просто штраф или общественные работы за якобы клевету на замполпреда.
Но даже если Духонин и организовал этот пранк, вряд ли можно его счесть клеветой. Запись, выложенная в YouTube, зловеще озаглавлена "Зам. полпреда Мельниченко обсуждает с членом Пермского ОНФ Ермаковой план захвата регионального ОНФ". Однако сам телефонный разговор содержит лишь невнятные намеки. Пранкер явно переборщил с имитацией чиновничьего птичьего языка. Он не просит что-то конкретное, не требует и толком не спрашивает.

"Обсуждали вашу ситуацию... Звоню, чтобы убедиться... Оказывать поддержку или есть трудности? Угу-угу", – вот и все основные реплики. Предметом обсуждения могло быть что угодно: от решения проблем свиноводства Прикамья до какого-то частного случая. В общем, "унылое г*вно" – как сказали бы реально крутые пранкеры Вован и Лексус. Но замполпреда Олег Мельниченко решил, что неизвестный шутник одобрил от его имени передел власти в ОНФ Пермского края. И, испугавшись гнева кремлевского начальства, решил назначить виноватого. Так никем не замеченный пранк заиграл новыми красками.

Впрочем, этот телефонный розыгрыш явно не дотягивает по масштабу последствий до того, что осуществил другой пермский пранкер-самородок Сергей Давыдов. Он выставил российскую судебную систему в самом непривлекательном виде: звонил в районные суды от имени руководства Пермского краевого суда с прямыми просьбами о смягчении или ужесточении приговоров. Благодаря действиям пермских правоохранителей пранкер Давыдов стал звездой федерального масштаба, а просмотры роликов (уже запрещенных решением суда) с записями его разговоров достигли сотни тысяч.

Кремль (в отличие от коллег из провинции) уже давно научился использовать пранкеров в нужных целях. Пранк стал эффективным инструментом внешней и внутренней политики. Пранкеры Вован и Лексус звонили Коломойскому, Элтону Джону, Эрдогану. Умело выстроенные провокационные розыгрыши позволяют выставлять в неприглядном виде неугодных Кремлю персонажей, надолго приковывая внимание СМИ к различным щекотливым моментам.

При этом формально действия пранкеров до сих пор не были предметом уголовного преследования или международных разбирательств. Ответственности не несли ни пранкеры, ни тем более их заказчики. Однако пример с жестким прессингом в Перми может существенно ограничить свободу любителей телефонных розыгрышей – как прокремлевских, так и самодеятельных.

Уголовное дело по клевете в отношении Константина Духонина будет доведено до конца и журналиста осудят – независимо от его реальной виновности/невиновности. Ведь "потерпевшим" является крупный чиновник. Таким образом, в Перми будет создан опасный прецедент не только для российского, но и для международного правосудия. Что помешает Эрдогану или Коломойскому начать преследование Вована и Лексуса, вдохновившись опытом пермских судей?

Недавно после звонка пранкеров адвокату Надежды Савченко последняя прекратила голодовку. Это помогло значительно снизить накал страстей, которые бушевали вокруг приговора украинской летчице в мировом сообществе. Очевидно, что в данном случае пранкеры действовали в государственных интересах, выполняя задачи ФСБ и других силовых структур.
Сегодня телефонные розыгрыши стали действующим инструментом внешней политики страны, эффективным методом борьбы с коррупцией внутри нее. Однако пермские силовики, решив угодить окружному начальству, выбивают эффективное оружие пранка из рук старших товарищей в Москве.

Как сообщает Ura.ru, сам Духонин называет расследование заказным и хочет доказать свою невиновность, оспаривая результаты экспертизы фонограммы и настаивая на том, что в момент звонка Ермаковой 19 ноября был в Перми, а вызов осуществлен из московского региона и московского номера МТС. Однако считает, что его признают виновным, поскольку, по его мнению, в обвинительном приговоре по нынешнему делу кроме прочего заинтересованы и власти Прикамья. Уместно добавить, что ранее Духонин уже привлекался к уголовной ответственности за клевету.