Как Бакай и Подьяпольский с "подельником" Зотовым пустили новокузнецких вагоностроителей под откос
Иван Бывшев
За нашумевшим банкротством Новокузнецкого вагоностроительного завода (НКВЗ) стоят двое его акционеров -- Евгений Подьяпольский и Андрей Бакай, а также Дмитрий Зотов, возглавляющий компанию «ТрансФин-М» (дочку НПФ «Благосостояние», подконтрольного РЖД). По крайней мере, к таким выводам пришли эксперты и кредиторы. Пустить с молотка системообразующее предприятие планировалось «под шумок», списав все проблемы на кризис. Однако всплыли финансовые и юридические схемы, с помощью которых предприятие буквально вели к краху.
Справка: Несколько лет назад на НКВЗ работало порядка 1200 человек. Завод выпускал более 3000 полувагонов для перевозки угля и мог нарастить производство до 5000. Однако 19 мая 2015 года на НКВЗ было введено наблюдение, а в апреле 2016 года — внешнее управление. Сейчас идет распродажа активов. На аукционе по стартовой цене уже проданы крупнейшие инфраструктурные объекты предприятия. Как сообщает «Коммерсант-Сибирь», пешеходный мост, три автодороги, четыре железнодорожных пути, газопровод, автостоянку, склад, ограждения и другое имущество приобрело по начальной цене в 21,94 млн руб. новосибирское ООО «ТФМ-Оператор».
Формально завод стал жертвой кризиса на рынке вагонов. Однако, на самом деле, как теперь выясняется, причиной банкротства были совершенно определенные действия конкретных людей.
«Мина замедленного действия» была заложена под завод в 2006 году, когда акционеры НКВЗ Евгений Подьяпольский, Андрей Бакай и Юрий Байченко создали «Кузбасскую Думкорную компанию» (КДК). Через нее они планировали зарабатывать на сдаче в аренду произведенных на предприятии полувагонов. Их основным покупателем стало АО «ТрансФин-М» -- Дмитрия Зотова, которое заключало с КДК договор финансовой аренды–лизинга.
Все шло нормально до тех пор, пока менеджмент НКВЗ не начал манипулировать кредитами Сбербанка. В материалах ГУ МВД России по Кемеровской области, которое изучало обстоятельства банкротства НКВЗ, есть очень красноречивые показания его акционера. «Из объяснения одного из учредителей ОАО «НКВЗ» Подьяпольского Е.В. следует, что 03.03.2014 года ОАО «ТрансФин-М» по договору поставки №1413007 перечислило в адрес ОАО «НКВЗ» на расчетный счет, открытый в ОАО «Сбербанк России», денежную сумму в размере 450 000 000 рублей - предоплаты за вагоны. Общая стоимость договора составляла 590 000 000 рублей. 05.03.2014 года было составлено соглашение о расторжении договора поставки, инициатором которого выступало ОАО «ТрансФин-М», решение ими было принято, в связи с кризисом и отсутствием потребности в вагонном парке», - говорится в материалах проверки. Уже сам факт того, что структура, подконтрольная РЖД, фактически разоряет крупнейших российских вагоностроителей под сомнительным предлогом, является странным.
Однако еще сомнительнее выглядит способ, которым завод вернул полученные за вагоны деньги. В Сбербанке НКВЗ был взят кредит, который перечислили ООО ТСК «Автогенттехно» и ООО «ТрансИнвест» по договорам поставки в качестве предоплаты за колесные пары, запчасти и металлопрокат. Для создания видимости целевого использования кредитных средств, как считают в Сбербанке, заемщиком предоставлены договоры и спецификации. При этом ряд других ключевых документов, в частности, о цене и условиях поставки в банк представлен не был. Дальнейшие события показывают, что не случайно.
Как следует из материалов МВД, условия договоров обе организации исполнить не смогли, вследствие чего перечисленные денежные средства были возвращены обратно в адрес ОАО «НКВЗ» в той же сумме. Правда, уже не на счет завода в Сбербанке, а на его счет, открытый в Сибирском филиале ПАО «Промсвязьбанк». После этого сумму вернули «ТрансФин-М».
В Сбербанке считают, что «группа совладельцев Заемщика, предоставив в Банк заведомо ложные сведения о проводимых сделках, похитили кредитные ресурсы, чем причинили ОАО «Сбербанк России» особо крупный ущерб в размере 1 463 027 403,4 рублей, то есть совершили действия, ответственность за которые предусмотрена ст. 159 УК РФ «Мошенничество» и ст. 196 УК РФ «Преднамеренное банкротство».»
Кроме того, кредиторы уверены, что глава «ТрансФин-М» Зотов в 2012-13 годах воспользовался тяжелым положением завода и, зная о его долгах перед Сбербанком, вошел в число учредителей «Кузбасской Думкорной компании». В результате смены учредителей, она была реорганизована в АО «ТФМ-Логистик» (в дальнейшем переименована в АО «Логистик»). Как показали дальнейшие события, главной целью всех изменений был вывод из компании находящихся у нее во владении 4865 полувагонов. Зотов, Подьяпольский и Бакай провели сложную многоходовую комбинацию, включавшую в себя смену гендиректора «ТФМ-Логистик», искусственное наращивание кредиторской задолженности компании, судебные процессы и др. Итогом такой деятельности стало формальное банкротство АО «Логистик», у которого к моменту этого банкротства не осталось ничего, кроме долгов.
Сейчас эта история неожиданно всплыла при начавшейся распродаже имущества НКВЗ. Покупателями моста, дорог и других объектов выступило ООО «ТФМ-Оператор». Эта же компания фигурирует в постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда (Томск), резолютивная часть которого была объявлена 24 августа 2016 года. Решение посвящено банкротству того самого ООО «ТФМ-Логистик». На рассмотрении дела присутствуют следующие представители сторон: «От ООО «ТФМ-Оператор»: Сементина О.О. по доверенности от 27.12.2015; от ПАО «ТрансФин-М»: Сементина О.О. по доверенности от 05.05.2016». То есть ПАО «ТрансФин-М» и нынешнего покупателя имущества обанкроченного Новокузнецкого завода представляет один и тот же человек.
Есть и еще одно показательное совпадение фамилий: «Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 27 января 2016 года (резолютивная часть объявлена 20 января 2016 года) акционерное общество «Логистик»… признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство сроком на четыре месяца, судебное заседание по отчету конкурсного управляющего назначено на 18 мая 2016 года. Определением от 10 февраля 2016 года конкурсным управляющим должника утвержден Кочетов Алексей Валентинович». И тот же Алексей Кочетов упоминается в «Коммерсант-Сибирь» от 28 сентября о продаже имущества завода: «Конкурсный управляющий ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод» (НКВЗ) Алексей Кочетов объявил о заключении договора купли-продажи части имущества предприятия», - говорится в статье.
Если заглянуть в предшествующие судебные решения, связанные с этими событиями, появление Кочетова и в одной, и в другой компаниях становится понятным. Он введен одним кредитором.
С банкротством НКВЗ есть и много других вопросов. Например, в 2014 году третий акционер предприятия Юрий Байченко предложил временно остановить производство полувагонов, так как их себестоимость, из-за кризиса, поднялась до 2,2 млн рублей, в то время как по ранее заключенным контрактам, в том числе, и с «ТрансФин-М», составляла 1,7 млн. Однако Зотов, Подьяпольский и Бакай не поддержали эту идею. В итоге только за 2014 год НКВЗ получил убыток около 750 млн руб.
Как бы то ни было, уже сейчас ясно, что обанкротить крупнейший вагоностроительный завод по-тихому не получилось. Вопрос о дальнейшей судьбе предприятия остается открытым.
Есть также подозрения, что на истории с банкротством НКВЗ смогли погреть руки бандиты и коррупционеры. По крайней мере, в Новокузнецке ходят упорные слухи о контактах Бакая с ОПГ "Линёвские" и коррумпированными чиновниками из администрации города, а также ряда прилегающих к нему районов.
Особо показательно, что вся эта история фактически оплачивается деньгами пенсионного фонда железнодорожников, интересы которых должен блюсти Дмитрий Зотов.
Иван Бывшев
Дмитрий Зотов
За нашумевшим банкротством Новокузнецкого вагоностроительного завода (НКВЗ) стоят двое его акционеров -- Евгений Подьяпольский и Андрей Бакай, а также Дмитрий Зотов, возглавляющий компанию «ТрансФин-М» (дочку НПФ «Благосостояние», подконтрольного РЖД). По крайней мере, к таким выводам пришли эксперты и кредиторы. Пустить с молотка системообразующее предприятие планировалось «под шумок», списав все проблемы на кризис. Однако всплыли финансовые и юридические схемы, с помощью которых предприятие буквально вели к краху.
Справка: Несколько лет назад на НКВЗ работало порядка 1200 человек. Завод выпускал более 3000 полувагонов для перевозки угля и мог нарастить производство до 5000. Однако 19 мая 2015 года на НКВЗ было введено наблюдение, а в апреле 2016 года — внешнее управление. Сейчас идет распродажа активов. На аукционе по стартовой цене уже проданы крупнейшие инфраструктурные объекты предприятия. Как сообщает «Коммерсант-Сибирь», пешеходный мост, три автодороги, четыре железнодорожных пути, газопровод, автостоянку, склад, ограждения и другое имущество приобрело по начальной цене в 21,94 млн руб. новосибирское ООО «ТФМ-Оператор».
Формально завод стал жертвой кризиса на рынке вагонов. Однако, на самом деле, как теперь выясняется, причиной банкротства были совершенно определенные действия конкретных людей.
«Мина замедленного действия» была заложена под завод в 2006 году, когда акционеры НКВЗ Евгений Подьяпольский, Андрей Бакай и Юрий Байченко создали «Кузбасскую Думкорную компанию» (КДК). Через нее они планировали зарабатывать на сдаче в аренду произведенных на предприятии полувагонов. Их основным покупателем стало АО «ТрансФин-М» -- Дмитрия Зотова, которое заключало с КДК договор финансовой аренды–лизинга.
Все шло нормально до тех пор, пока менеджмент НКВЗ не начал манипулировать кредитами Сбербанка. В материалах ГУ МВД России по Кемеровской области, которое изучало обстоятельства банкротства НКВЗ, есть очень красноречивые показания его акционера. «Из объяснения одного из учредителей ОАО «НКВЗ» Подьяпольского Е.В. следует, что 03.03.2014 года ОАО «ТрансФин-М» по договору поставки №1413007 перечислило в адрес ОАО «НКВЗ» на расчетный счет, открытый в ОАО «Сбербанк России», денежную сумму в размере 450 000 000 рублей - предоплаты за вагоны. Общая стоимость договора составляла 590 000 000 рублей. 05.03.2014 года было составлено соглашение о расторжении договора поставки, инициатором которого выступало ОАО «ТрансФин-М», решение ими было принято, в связи с кризисом и отсутствием потребности в вагонном парке», - говорится в материалах проверки. Уже сам факт того, что структура, подконтрольная РЖД, фактически разоряет крупнейших российских вагоностроителей под сомнительным предлогом, является странным.
Однако еще сомнительнее выглядит способ, которым завод вернул полученные за вагоны деньги. В Сбербанке НКВЗ был взят кредит, который перечислили ООО ТСК «Автогенттехно» и ООО «ТрансИнвест» по договорам поставки в качестве предоплаты за колесные пары, запчасти и металлопрокат. Для создания видимости целевого использования кредитных средств, как считают в Сбербанке, заемщиком предоставлены договоры и спецификации. При этом ряд других ключевых документов, в частности, о цене и условиях поставки в банк представлен не был. Дальнейшие события показывают, что не случайно.
Как следует из материалов МВД, условия договоров обе организации исполнить не смогли, вследствие чего перечисленные денежные средства были возвращены обратно в адрес ОАО «НКВЗ» в той же сумме. Правда, уже не на счет завода в Сбербанке, а на его счет, открытый в Сибирском филиале ПАО «Промсвязьбанк». После этого сумму вернули «ТрансФин-М».
В Сбербанке считают, что «группа совладельцев Заемщика, предоставив в Банк заведомо ложные сведения о проводимых сделках, похитили кредитные ресурсы, чем причинили ОАО «Сбербанк России» особо крупный ущерб в размере 1 463 027 403,4 рублей, то есть совершили действия, ответственность за которые предусмотрена ст. 159 УК РФ «Мошенничество» и ст. 196 УК РФ «Преднамеренное банкротство».»
Кроме того, кредиторы уверены, что глава «ТрансФин-М» Зотов в 2012-13 годах воспользовался тяжелым положением завода и, зная о его долгах перед Сбербанком, вошел в число учредителей «Кузбасской Думкорной компании». В результате смены учредителей, она была реорганизована в АО «ТФМ-Логистик» (в дальнейшем переименована в АО «Логистик»). Как показали дальнейшие события, главной целью всех изменений был вывод из компании находящихся у нее во владении 4865 полувагонов. Зотов, Подьяпольский и Бакай провели сложную многоходовую комбинацию, включавшую в себя смену гендиректора «ТФМ-Логистик», искусственное наращивание кредиторской задолженности компании, судебные процессы и др. Итогом такой деятельности стало формальное банкротство АО «Логистик», у которого к моменту этого банкротства не осталось ничего, кроме долгов.
Сейчас эта история неожиданно всплыла при начавшейся распродаже имущества НКВЗ. Покупателями моста, дорог и других объектов выступило ООО «ТФМ-Оператор». Эта же компания фигурирует в постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда (Томск), резолютивная часть которого была объявлена 24 августа 2016 года. Решение посвящено банкротству того самого ООО «ТФМ-Логистик». На рассмотрении дела присутствуют следующие представители сторон: «От ООО «ТФМ-Оператор»: Сементина О.О. по доверенности от 27.12.2015; от ПАО «ТрансФин-М»: Сементина О.О. по доверенности от 05.05.2016». То есть ПАО «ТрансФин-М» и нынешнего покупателя имущества обанкроченного Новокузнецкого завода представляет один и тот же человек.
Есть и еще одно показательное совпадение фамилий: «Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 27 января 2016 года (резолютивная часть объявлена 20 января 2016 года) акционерное общество «Логистик»… признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство сроком на четыре месяца, судебное заседание по отчету конкурсного управляющего назначено на 18 мая 2016 года. Определением от 10 февраля 2016 года конкурсным управляющим должника утвержден Кочетов Алексей Валентинович». И тот же Алексей Кочетов упоминается в «Коммерсант-Сибирь» от 28 сентября о продаже имущества завода: «Конкурсный управляющий ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод» (НКВЗ) Алексей Кочетов объявил о заключении договора купли-продажи части имущества предприятия», - говорится в статье.
Если заглянуть в предшествующие судебные решения, связанные с этими событиями, появление Кочетова и в одной, и в другой компаниях становится понятным. Он введен одним кредитором.
С банкротством НКВЗ есть и много других вопросов. Например, в 2014 году третий акционер предприятия Юрий Байченко предложил временно остановить производство полувагонов, так как их себестоимость, из-за кризиса, поднялась до 2,2 млн рублей, в то время как по ранее заключенным контрактам, в том числе, и с «ТрансФин-М», составляла 1,7 млн. Однако Зотов, Подьяпольский и Бакай не поддержали эту идею. В итоге только за 2014 год НКВЗ получил убыток около 750 млн руб.
Как бы то ни было, уже сейчас ясно, что обанкротить крупнейший вагоностроительный завод по-тихому не получилось. Вопрос о дальнейшей судьбе предприятия остается открытым.
Есть также подозрения, что на истории с банкротством НКВЗ смогли погреть руки бандиты и коррупционеры. По крайней мере, в Новокузнецке ходят упорные слухи о контактах Бакая с ОПГ "Линёвские" и коррумпированными чиновниками из администрации города, а также ряда прилегающих к нему районов.
Особо показательно, что вся эта история фактически оплачивается деньгами пенсионного фонда железнодорожников, интересы которых должен блюсти Дмитрий Зотов.