Бывшие акционеры и топ-менеджеры РБК за счет бартерных схем увели из холдинга сотни миллионов рублей
Николай Петров
Николай Петров
Сегодня агентство Росбизнесконсалтинг (РБК) не берет «джинсу» со стороны. А в лихие нулевые и начале десятых годов выстраивалась длинная очередь разнообразных пиарщиков к «черной кассе» РБК. Разместиться втемную на ленту агентства стоило немалых денег – около трешки долларов за небольшую заметку в формате новости, которые передавались через посредников наличными. Однако при не оскудевающем потоке черного нала журналисты жаловались на низкие зарплаты, тихо проклиная тогдашних заевшихся топ-менеджеров РБК – Моргульчика, Каплуна, Инютина и иже с ними.
Всем было понятно, что теневая распродажа новостной ленты, площадей и печатных полос РБК сытно кормит, в основном, этих людей, накрепко присосавшихся к кормушке. При этом белая бухгалтерия холдинга разводила руками: мол, сплошные убытки, едва наскребаем на скромные гонорары для творческих сотрудников! Однако, как теперь выясняется, прежний топ-менеджмент РБК не только «шакалил» по мелочам, присваивая конвертики за размещение разовой джинсы, но и воровал по-крупному, перенаправляя в свои карманы и на подставные счета сотни миллионов рублей от рекламных договоров.
Среди мошеннических схем, изобретенных прежними акционерами и теперь уже бывшими топ-менеджерами Александром Моргульчиком и Германом Каплуном, в особом ходу был так называемый «черный бартер».
Вплоть до 2012 года половина рекламы, поступающей в издания холдинга РБК от крупных рекламодателей, оплачивалась не живыми деньгами, а товарами и услугами, которые оказывались персонально топ-менеджменту. О том, какие это были услуги, стало известно из бумаг «черной бухгалтерии», которые стали сегодня достоянием гласности. Из документов, например, следует, что за один из блоков коммерческой рекламы Александру Моргульчику был произведен монтаж сауны на даче. В качестве оплаты за другую рекламу коммерсанты согласились поставить дачнику Моргульчику керамогранит – видимо, для облицовки нового загородного дома. Еще за один рекламный модуль все тот же Моргульчик взял турпоездкой с 18.07.08 по 21.08.08 – естественно, по системе «все включено».
Но это еще цветочки. Как говорится, аппетит приходит во время еды, и вот уже в апреле 2010 года Александр Моргульчик выходит на международный уровень, согласовав с компанией «Миракс Балкан Менеджмент» бартерный контракт аж на 33 миллиона рублей. За объемный рекламный пакет в изданиях РБК его акционер и топ-менеджер получил… апартаменты в Черногории. Само собой, тут же оформленные на его имя.
А 22 сентября 2010 года по схожей схеме был согласован бартер со строительной компанией СУ-155. Взамен на блок рекламных публикаций строители отписали 4-комнатную квартиру площадью 127,9 кв. м. и машино-место в новостройке на Кастанаевской улице в Москве на сумму 22 миллиона 76 тысяч 626 рублей топ-менеджеру РБК Артему Инютину.
В мае 2011 года Моргульчик и Каплун согласовали бартерный контракт с ОАО «Красная поляна», в результате получив в собственность недвижимость в здании медиа-центра «Горная карусель» площадью 600 кв. м. в Сочи. А вот в Переславле-Залесском на берегу Плещеева озера в 130 километрах от Москвы Александр Моргульчик с Германом Каплуном обзавелись двумя гектарами земли в ДНТ «Коттеджио» рыночной стоимостью на тот период в 8 миллионов рублей. Конечно же, землица была получена даром – за рекламу от застройщика, которую тогдашние руководители РБК привычно разместили в изданиях холдинга.
В том же 2010 году Моргульчик и Каплун выторговали себе за рекламу у компании «Капитал Групп» офисную недвижимость стоимостью 3 миллиона 117 тысяч 970 долларов США (!) и площадью 374 кв.м. в Башне «Город Столиц» в Москва-Сити. Поистине – королевский размах! А ведь эти огромные деньги должны были поступить на официальный счет РБК и быть использованы для развития холдинга, для повышения зарплат сотрудникам. Но в итоге ушли на обогащение двух человек с неуемными аппетитами.
Кроме «черного бартера» компаньоны-мошенники широко использовали так называемый метод «прогона», при котором по согласованию с заказчиком происходило занижение официальной стоимости рекламного контракта примерно вполовину, а то и больше. Остаток выплачивался черным налом в карманы «предприимчивых» топ-менеджеров РБК. Как следует из всплывших бухгалтерских бумаг, по такой схеме Моргульчик и Каплун строили работу, например, с Авторадио, Юмор ФМ, ресурсами smotri.com, anekdot.ru, utro.ru.
В июне 2011 года незадолго до ухода из РБК Герман Каплун успел отхватить последний кусок чужого пирога в виде двух двухкомнатных квартир (себе и своему товарищу Александру Моргульчику) общей стоимостью 290 тысяч евро в Пафосе на Кипре.
Предприимчивые Моргульчик с Каплуном ухитрялись навязывать бартерные схемы (и соответственно – зарабатывать на них) не только рекламодателям – коммерсантам, но и... аудиторским компаниям. Как выясняется, в те годы в сети Моргульчика с Каплуном угодила даже именитая транснациональная аудиторская фирма KPMG. Как следует из вскрывшихся документов, 21 июня 2010 года Александром Моргульчиком был «согласованы» бартерные контракты на 1 980 006 руб. и 1 470 502 руб. за «аудиторские услуги» этой компании.
Отдельная история – с организацией офшорных компаний и незаконных «дочек» РБК, которые Моргульчик и Каплун использовали для увода денежных средств холдинга и минимизации налогов после проведенного IPO. Стоит ли удивляться, что за время руководства РБК этими топ-менеджерами акционерам ни разу не выплачивались дивиденды. Зато Моргульчик с Каплуном ушли из холдинга с карманами, набитыми черным налом, со счетами в зарубежных офшорах и недвижимостью по всей стране и на международных курортах.
К счастью, эра черной бухгалтерии в «Росбизнесконсалтинг» закончилась, холдинг свободно вздохнул и стал наконец успешно развиваться. Однако вопросы к бывшим акционерам-менеджерам остались. И эти вопросы касаются не только серых схем, но и немалых денег. В общем, вполне хватит на 159-у статью УК РФ в комплекте с еще десятком статей аналогичного содержания.
Между тем, несмотря на вынужденный уход из этого чернобартерного бизнеса, члены прежней команды, судя по всему, не предаются унынию, а открывают для себя новые горизонты. На сей раз, как пишут СМИ, компания TMT Investments, совладельцами которой они являются, хочет подвизаться на ниве криптовалют и блокчейна. Герман Каплун и Артем Инютин наперебой рассказывают журналистам о том, что венчурный британский фонд TMT Investments через создание TMT Crypto Fund будет привлекать средства от частных инвесторов и партнеров, обещая собрать до $60 млн, из которых $15 млн - криптовалюта через ICO и $45 млн - традиционная фиатная валюта. Вот только можно ли поверить, что не единожды обманувшие своих акционеров бизнесмены будут играть с новыми инвесторами, увы, не краплеными картами?
Всем было понятно, что теневая распродажа новостной ленты, площадей и печатных полос РБК сытно кормит, в основном, этих людей, накрепко присосавшихся к кормушке. При этом белая бухгалтерия холдинга разводила руками: мол, сплошные убытки, едва наскребаем на скромные гонорары для творческих сотрудников! Однако, как теперь выясняется, прежний топ-менеджмент РБК не только «шакалил» по мелочам, присваивая конвертики за размещение разовой джинсы, но и воровал по-крупному, перенаправляя в свои карманы и на подставные счета сотни миллионов рублей от рекламных договоров.
Среди мошеннических схем, изобретенных прежними акционерами и теперь уже бывшими топ-менеджерами Александром Моргульчиком и Германом Каплуном, в особом ходу был так называемый «черный бартер».
Вплоть до 2012 года половина рекламы, поступающей в издания холдинга РБК от крупных рекламодателей, оплачивалась не живыми деньгами, а товарами и услугами, которые оказывались персонально топ-менеджменту. О том, какие это были услуги, стало известно из бумаг «черной бухгалтерии», которые стали сегодня достоянием гласности. Из документов, например, следует, что за один из блоков коммерческой рекламы Александру Моргульчику был произведен монтаж сауны на даче. В качестве оплаты за другую рекламу коммерсанты согласились поставить дачнику Моргульчику керамогранит – видимо, для облицовки нового загородного дома. Еще за один рекламный модуль все тот же Моргульчик взял турпоездкой с 18.07.08 по 21.08.08 – естественно, по системе «все включено».
Но это еще цветочки. Как говорится, аппетит приходит во время еды, и вот уже в апреле 2010 года Александр Моргульчик выходит на международный уровень, согласовав с компанией «Миракс Балкан Менеджмент» бартерный контракт аж на 33 миллиона рублей. За объемный рекламный пакет в изданиях РБК его акционер и топ-менеджер получил… апартаменты в Черногории. Само собой, тут же оформленные на его имя.
А 22 сентября 2010 года по схожей схеме был согласован бартер со строительной компанией СУ-155. Взамен на блок рекламных публикаций строители отписали 4-комнатную квартиру площадью 127,9 кв. м. и машино-место в новостройке на Кастанаевской улице в Москве на сумму 22 миллиона 76 тысяч 626 рублей топ-менеджеру РБК Артему Инютину.
В мае 2011 года Моргульчик и Каплун согласовали бартерный контракт с ОАО «Красная поляна», в результате получив в собственность недвижимость в здании медиа-центра «Горная карусель» площадью 600 кв. м. в Сочи. А вот в Переславле-Залесском на берегу Плещеева озера в 130 километрах от Москвы Александр Моргульчик с Германом Каплуном обзавелись двумя гектарами земли в ДНТ «Коттеджио» рыночной стоимостью на тот период в 8 миллионов рублей. Конечно же, землица была получена даром – за рекламу от застройщика, которую тогдашние руководители РБК привычно разместили в изданиях холдинга.
В том же 2010 году Моргульчик и Каплун выторговали себе за рекламу у компании «Капитал Групп» офисную недвижимость стоимостью 3 миллиона 117 тысяч 970 долларов США (!) и площадью 374 кв.м. в Башне «Город Столиц» в Москва-Сити. Поистине – королевский размах! А ведь эти огромные деньги должны были поступить на официальный счет РБК и быть использованы для развития холдинга, для повышения зарплат сотрудникам. Но в итоге ушли на обогащение двух человек с неуемными аппетитами.
Кроме «черного бартера» компаньоны-мошенники широко использовали так называемый метод «прогона», при котором по согласованию с заказчиком происходило занижение официальной стоимости рекламного контракта примерно вполовину, а то и больше. Остаток выплачивался черным налом в карманы «предприимчивых» топ-менеджеров РБК. Как следует из всплывших бухгалтерских бумаг, по такой схеме Моргульчик и Каплун строили работу, например, с Авторадио, Юмор ФМ, ресурсами smotri.com, anekdot.ru, utro.ru.
В июне 2011 года незадолго до ухода из РБК Герман Каплун успел отхватить последний кусок чужого пирога в виде двух двухкомнатных квартир (себе и своему товарищу Александру Моргульчику) общей стоимостью 290 тысяч евро в Пафосе на Кипре.
Предприимчивые Моргульчик с Каплуном ухитрялись навязывать бартерные схемы (и соответственно – зарабатывать на них) не только рекламодателям – коммерсантам, но и... аудиторским компаниям. Как выясняется, в те годы в сети Моргульчика с Каплуном угодила даже именитая транснациональная аудиторская фирма KPMG. Как следует из вскрывшихся документов, 21 июня 2010 года Александром Моргульчиком был «согласованы» бартерные контракты на 1 980 006 руб. и 1 470 502 руб. за «аудиторские услуги» этой компании.
Отдельная история – с организацией офшорных компаний и незаконных «дочек» РБК, которые Моргульчик и Каплун использовали для увода денежных средств холдинга и минимизации налогов после проведенного IPO. Стоит ли удивляться, что за время руководства РБК этими топ-менеджерами акционерам ни разу не выплачивались дивиденды. Зато Моргульчик с Каплуном ушли из холдинга с карманами, набитыми черным налом, со счетами в зарубежных офшорах и недвижимостью по всей стране и на международных курортах.
К счастью, эра черной бухгалтерии в «Росбизнесконсалтинг» закончилась, холдинг свободно вздохнул и стал наконец успешно развиваться. Однако вопросы к бывшим акционерам-менеджерам остались. И эти вопросы касаются не только серых схем, но и немалых денег. В общем, вполне хватит на 159-у статью УК РФ в комплекте с еще десятком статей аналогичного содержания.
Между тем, несмотря на вынужденный уход из этого чернобартерного бизнеса, члены прежней команды, судя по всему, не предаются унынию, а открывают для себя новые горизонты. На сей раз, как пишут СМИ, компания TMT Investments, совладельцами которой они являются, хочет подвизаться на ниве криптовалют и блокчейна. Герман Каплун и Артем Инютин наперебой рассказывают журналистам о том, что венчурный британский фонд TMT Investments через создание TMT Crypto Fund будет привлекать средства от частных инвесторов и партнеров, обещая собрать до $60 млн, из которых $15 млн - криптовалюта через ICO и $45 млн - традиционная фиатная валюта. Вот только можно ли поверить, что не единожды обманувшие своих акционеров бизнесмены будут играть с новыми инвесторами, увы, не краплеными картами?