Глава совета директоров Калининградского морского порта стал очередным выдвиженцем «Единой России», попавшемся на криминале
Борис Андреев
На удивление стройные, монолитные ряды кандидатов в Государственную думу VIII созыва представило региональное отделение «Единой России» в Калининградской области. В конце июля фигурантом грандиозного скандала стал один из основных региональных функционеров партии Максим Суворов: его заподозрили, ни много ни мало, в растлении малолетних мальчиков. И вот на днях достойную компанию ему составил номер третий из списка ЕР на предстоящих выборах – председатель совета директоров ОАО «Калининградский морской торговый порт» (КМТП) Андрей Колесник. СМИ нашли у самого Колесника собственность в офшоре, а также кучу подконтрольных фирм, которые, по странному стечению обстоятельств, исправно становились подрядчиками КМТП.
«Эффективный менеджер» по прозвищу Кинг-Конг
Каких только персонажей не встретишь сегодня на поле импровизированной политической борьбы… Вот, например, Андрей Колесник, которого губернатор Калининградской области Антон Алиханов активно лоббирует в депутаты Госдумы, ведет свою предвыборную кампанию под лозунгом «Мы пришли ниоткуда, и уйдем в никуда!». И ладно бы это было всего лишь примером неудачного брендинга. Проблема в том, что жители эксклава прекрасно осведомлены, откуда пришел Колесник, и к чему могут привести его законодательные инициативы. В Калининграде глава КМТП больше известен под кличкой Кинг-Конг (о чем сообщает даже Википедия) – воровским «погонялом», которое было получено им во времена активного участия в преступной группировке Андрея Корсика. Еще одно прозвище – «Андрюха Колесо» – Колесник заслужил, видимо, своим умением «закатать в асфальт» любого, кто встает на его пути.
Один из таких эпизодов недавно и стал началом большого расследования деятельности Андрея Колесника на посту руководителя КМТП – стратегического предприятия, деятельность которого подконтрольна государству.
В июле 2018 года в правоохранительные органы поступило заявление от одного из акционеров ОАО «КМТП» Сергея Овсянникова, которого Колесник, выражаясь привычным ему языком, банально «кинул на деньги». Сама по себе эта история не столь существенна: сумма ущерба, указанная заявителем составляет 5,12 млн рублей, что в масштабах деятельности КМТП – копейки. Однако нарушения, вскрытые акционером в ходе самостоятельного расследования, тянут уже на миллиарды рублей сознательного убытка, причиненного Колесником порту – а значит, государству.
Все началось с того, что Овсянников решил было продать 4% своих акций, но для сделки ему требовалось получить от совета директоров финансовую и управленческую документацию за последние годы, чтобы провести due diligence – комплексную оценку текущего состояния и перспектив предприятия. Эта стандартная, в общем-то, процедура неожиданно стала для акционера камнем преткновения: председатель совета директоров КМТП Андрей Колесник придумал с десяток предлогов и условий, чтобы документы не предоставить. В итоге Овсянникову пришлось выплатить неустойку – те самые 5,12 млн, – а также самому детально погрузиться в экономику ОАО, внимательно изучив все публичные сделки последних лет.
И тут выяснилось, что команда «эффективных менеджеров» предприятия, куда входит Колесник и полностью зависимый от него совет директоров, на протяжении десятков лет спокойно «дербанит» как сам порт, так и контрагентов, имевших неосторожность связаться с КМТП. То есть, фактически, выйдя из одной преступной группировки, «Андрюха Кинг-Конг-Колесо» создал другую – уже свою. Причем работает эта группировка под надежным прикрытием со стороны «партии власти» и лично губернатора Алиханова.
Ограбление по-джентльменски
Так, в далеком уже 2008 году ОАО КМТП довольно неожиданно решило выступить в роли поручителя по кредиту в размере 5 000 000 евро, который британская компания «Лейфорд Лимитед» предоставила офшору «Глобал Сиа Трейд Лимитед», зарегистрированному на острове Джерси. Предоставила не просто так, а по просьбе Владимира Калиниченко, занимавшего в то время должность генерального директора КМТП. Что же побудило гендиректора российской госкорпорации «впрячься» за интересы какого-то офшора, причем настолько, что взвалить ответственность за выплату кредита, по сути, на плечи государства?
Ответ более чем простой: в числе бенефициаров «Глобал Сиа Трейд Лимитед» тогда значились Андрей Колесник и Владимир Калиниченко! Отличное решение, не правда ли – взять кредит у англичан в валюте, подставив поручителем российскую компанию?
Ну, и конечно, не нужно быть особо проницательным человеком, чтобы понять, чем эта история закончилась. Выплатив за 3 года процентов десять от заимствованной суммы, как говорится, «для приличия», компания «Глобал Сиа Трейд Лимитед» заявила о своей финансовой несостоятельности и невозможности исполнять дальнейшие обязательства по кредиту. Соответственно, вся ответственность перешла на КМТП.
Дальше, как водится, пошла вереница судебных исков, и в марте 2013 года Арбитражный суд Великобритании постановил: ОАО «КМТП» обязано выплатить «Лейфорд Лимитед» остаток кредита и проценты. На 5 октября 2013 года сумма долга составляла 4 020 996, 99 евро, к тому же за каждый день просрочки заимодатель начислял проценты в размере 1 101,64 евро. А поскольку кредит до сих пор не погашен, нетрудно посчитать, что одних только процентов на сегодняшний день набежало более 3 миллионов евро!
Такой вот подарок родному государству сделал Андрей Колесник, поставленный на пост главы совета директоров КМТП. Суды в Англии продолжаются до сих пор, и нет никаких сомнений, что цепкое британское правосудие доведет этот процесс до конца. Но сам инициатор сделки к тому моменту с помощью «Единой России» может вполне укромно скрыться в недрах Госдумы, получив депутатскую неприкосновенность. Не это ли имеет в виду Андрей Колесник, когда обещает калининградским избирателям «уйти в никуда»?
От британских морей – до российских «лохов»
С другой стороны, можно вспомнить старый советский анекдот: «Вот у нас в США демократия, я могу выйти к Белому дому, крикнуть «Рейган дурак!», и мне ничего за это не будет» – «Ну и что? Я тоже могу выйти на Красную площадь, крикнуть «Рейган дурак!», и мне ничего за это не будет»…
Это мы к тому, что «кинуть на бабки» англичан – дело сегодня вроде как даже патриотичное, и в России неподсудное. Может, за это Андрея Колесника и приняли в «партию власти»?..
Но как быть с другими жертвами афер председателя совета директоров КМТП и его коллег по руководству портом?
Вот, например, на интернет-портале арбитражных судов РФ можно найти иск к ОАО КМТП от ООО «КалининградЦемент», который был удовлетворен судами всех инстанций, вплоть до Верховного суда. Компания-истец взыскала с порта 40 017 240 рублей в порядке компенсации упущенной выгоды, а все из-за того, что руководство порта фактически саботировало процесс разгрузки цемента, пытаясь навязать производителю новый договор, с гораздо более высокими ценами. Надо ли напоминать, что деньги по проигранному иску выплачивает в итоге государство, учитывая недополученные налоги, которые могли бы поступить в бюджет, выполни КМТП свои обязательства перед партнёром… Такой вот «эффективный менеджмент» от Колесника, заимствованный, видимо, у «бригады» Корсика.
Еще более показательная история связана с компанией ЗАО «КРК-Запад», чей гендиректор Дмитрий Синицын был вынужден, по его словам, покинуть Россию, опасаясь за собственную жизнь. В 2009 году «КРК-Запад» было должником КМТП, и исправно вносило платежи по кредиту в размере 123,5 млн руб. Однако в мае того же 2009 года люди от Колесника «любезно попросили» Синицына подписать другой договор – о покупке двух векселей в размере 100 млн и 200 млн рублей в обмен на погашение обязательств по старому займу. То есть, фактически сумма кредита была увеличена более чем в 2 раза!
А просьба об этом, обращенная к гендиректору «КРК-Запад», была настолько «любезной», что сразу после сделки Синицын обратился в прокуратуру Калининградской области с заявлением о возбуждении уголовного дела по факту вымогательства. По словам заявителя, лично Колесник и его эмиссары угрозами буквально заставили его подписать вексельные обязательства со сроком погашения 3 месяца, при этом не позволив даже проинформировать об этом учредителей ЗАО. Судя по тому, что вскоре Синицын навсегда уехал за границу, факт подачи им заявления Кинг-Конг тоже не оставил без внимания.
Ну, а дело… Дело замяли, поскольку степень влияния Колесника на власть в регионе уже тогда была запредельной. Достаточно сказать, что правопреемник ЗАО «КРК-Запад», которому в 2014 пришлось-таки выплатить 200 млн рублей по злосчастным векселям, до сих пытается возбудить уголовное дело по факту вымогательства. И до сих пор безуспешно.
Знакомые всё юрлица
Что такое аффилированность, и как с ее помощью можно присваивать государственные деньги, в Калининградской области тоже стараются не замечать. Да и как заметить, если во главе схемы стоит человек, входящий в первую тройку списка «Единой России», которого усердно «пиарит» сам губернатор Алиханов?
Вот например, недавно глава региона пообещал жителям города Балтийска финансовую помощь, подчеркнув для журналистов, что с просьбой об этом к нему «обратился Андрей Иванович Колесник».
Однако журналистов наверняка больше интересовало другое: как так получилось, что подрядчиками и поставщиками калининградского порта выступают, в основном, компании, так или иначе связанные с членами совета директоров ОАО?
По данным открытого реестра юрлиц можно судить, что за последние 15 лет Андрей Колесник являлся учредителями не менее 20 разных фирм, названия которых также фигурировали в договорах КМТП. А еще столько же компаний были и остаются подконтрольными другим членам совета директоров и подставным лицам, явно связанным с Андреем Колесником.
Взять хотя бы ООО «Эридан» (ИНН 3908026270) – фирму, которая в 2017 году выиграла тендер на уборку, простите, туалетов КМТП на сумму 26 907 799,55 руб. И это лишь один из конкурсов, победителем которого вышел «Эридан»: в период с 2016 по 2018 гг. эта компания получила от порта 85 договоров на общую сумму 531 077 601 рублей! А учредителем ООО значится Алла Викторовна Корнюшина – близкая родственница Александра Корнюшина, который числится у Колесника… водителем-охранником.
При этом по совместительству бизнесвумен Алла Корнюшина является «главным специалистом отдела организационной работы аппарата РИК ТРО ВПП «Единая Россия» в Калининградской области» – эту информацию можно найти на сайте партии. Понимаете, какой туалетно-политический альянс вырисовывается?
Еще одна фирма - неизменный победитель тендеров КМТП - ООО «Азимут» (ИНН 3908600230) на 100 процентов принадлежит Ивану Михалеву, второму водителю-охраннику Колесника. Эта компания чудесным образом получила контракты на общую сумму 19 564 000 рублей.
И что самое интересное: и Михалёв, и Корнюшин, которых в порту все знают как обычных водителей-вышибал, являются членами совета директоров ОАО «КМТП», то есть, формально представляют интересы государства в акционерном обществе.
В никуда – с миллиардом в кармане?
За такую вот заботу об интересах страны Колесник и другие руководители КМТП получают неплохое официально вознаграждение. Если верить декларациям за 2016 год, к примеру, председатель совета директоров получил зарплату в размере более 50 млн руб. – почти миллион долларов по тогдашнему курсу. Но это лишь видимая часть криминального айсберга, который, уже очевидно, давно и прочно обосновался в акватории калининградского порта.
Соответственно, понятно и желание Колесника как можно скорее уйти «в никуда». И что мы в итоге видим на определенно ярком предвыборном полотне Калининградской области? Вот на недавнем относительно фото – пятерка лидеров региональной «ЕР». Слева – наш герой Андрей Колесник. Справа – еще один «герой» (к счастью, не наш), задержанный правоохранительными органами по подозрению в растлении малолетних Максим Суворов. Колесник, кстати, был предшественником Суворова на должности главы регионального исполкома «Единой России». То есть, общались они между собой тесно и плодотворно.
А между ними – легко узнаваемый «молодой технократ», губернатор области Антон Алиханов, которого газеты называют первым номером и «паровозом» избирательной кампании «ЕР» в Калининградской области. Однако есть опасения, что с такими «вагонами» состав партии власти отправится, скорее, на Колыму, чем на Охотный ряд. Все, включая «паровоз».