Получив отказ в банках России, транспортная компания FESCO набирает долги в Европе
Виталий Семенов
Европейский банк реконструкции и развития принял решение о выделении транспортной компании FESCO кредита в $100 млн (более 3 млрд руб.). Эксперты сомневаются, сможет ли FESCO вернуть долг. И собирается ли возвращать его вообще.
На сомнительность сделки между ЕБРР и компании Сергея Генералова указывают сразу несколько обстоятельств. Долговой портфель этой компании и без того уже разбух до неприличия: в ближайшие 12 месяцев FESCO необходимо погасить приблизительно $480 млн (без малого 15 млрд руб.) банковской задолженности. Общий долг компании составляет $934 млн (свыше 28 млрд руб.). и является крайне агрессивным, в особенности при нынешней рыночной неопределенности: ведь чистая прибыль FESCO в 2009 году составит всего $72 млн (2,210 млрд руб.), а в 2010-м, по прогнозам аналитиков, не превысит и $14 млн (430 млн руб). Этих средств компании Сергея Генералова не хватит даже на покрытие процентов по уже существующим кредитам. Поэтому привлечение новых займов от EБРР никак не решает проблему ликвидности компании даже в 12-ти месячной перспективе.
Дальневосточное морское пароходство - ключевая компания группы FESCO - сильно пострадало от кризиса: компания специализируется на контейнерных перевозках, объемы которых сократились на 50%, пишут "Ведомости". К тому же, существующий флот группы (около 100 судов) является избыточным и требует существенных затрат на поддержание. Из-за тяжелой финансовой ситуации в июле 2009 года FESCO была уже вынуждена расторгнуть контракты на покупку новых контейнеровозов с польской верфью Stocznia Szczecinska Nowa, а также отказалась от ранее планируемого выкупа 50% "Владивостокского морского торгового порта".
Дополнительно в начале декабря стало известно о том, что у FESCO возникли трудности с получением кредита ВТБ под госгарантии на сумму 2,5 млрд руб., выделение которого в конце октября одобрила межведомственная комиссия заместителя министра экономики Олега Савельева. Компания оказалась не в состоянии выполнить требование Минфина о передаче банку в залог необремененных активов на 1,25 млрд руб. Президент FESCO Сергей Генералов обратился к господину Савельеву с просьбой изменить схему выдачи госгарантий. Как следует из письма господина Генералова N 03-3/2-0511 от 5 ноября, ДВМП оказалось не в состоянии выполнить одно из ключевых требований для получения госгарантий.
Господин Генералов пишет, что "в процессе подготовки документа выяснилось", что претендент на госгарантии обязан представить в Минфин "полностью оформленные и зарегистрированные документы по обеспечению 50% суммы по кредитному договору". Для получения в ВТБ кредита на 2,5 млрд руб. под госгарантии ДВМП должно было в течение ноября оформить передачу в залог банку активов стоимостью 1,25 млрд руб., подсчитал господин Генералов. "К сожалению, на сегодняшний день ОАО ДВМП не располагает достаточным размером необремененных активов, которые могут быть использованы для обеспечения обязательств по кредиту ОАО "Банк ВТБ" на указанную сумму", - пишет он, указав, что такая возможность появится у ДВМП только в январе-феврале 2010 года. Выходом из сложившейся ситуации, по мнению Сергея Генералова, могла бы стать корректировка схемы предоставления госгарантий: до конца этого года выделить ДВМП 250 млн руб., а оставшиеся 1 млрд руб. - в 2010 году.
В Минфине "Коммерсанту" заявили, что ничего не знают о возможном изменении схемы выдачи госгарантий ДВМП. Более того, компания, по словам представителя министерства, вообще не обращалась в Минфин с заявлением о предоставлении госгарантий. В ВТБ и Минэкономразвития от комментариев отказались. Представитель FESCO Станислав Вартанян утверждает, что "наш залог - это флот, который по закону фактически приравнивается к недвижимому имуществу, передача его в залог длинна и непроста. Мы столкнулись с тем, что в установленные комиссией сроки сможем оформить только часть обеспечения", - пояснил он.
Однако по словам управляющего партнера юридического бюро "Карабаев и партнеры" Сергея Карабаева, автоматически изменить условия предоставления ДВМП госгарантий не получится: необходимо соблюдение ряда процедур, предусмотренных бюджетным законодательством. "Согласно ст. 110.2 Бюджетного кодекса, госгарантия, выраженная в валюте РФ, должна быть указана в Программе госгарантий РФ, специальном приложении к ФЗ "О федеральном бюджете", в которой обязательно указывается год предоставления госгарантии", - отмечает эксперт. Если условия ее выдачи, в том числе год, меняются, эти изменения должны быть внесены в программу, а это потребует нового решения межведомственной комиссии.
Разумеется, господин Генералов, бывший министр правительства России, бывший депутат Государственной Думы России, бывший член либеральной фракции Союза Правых Сил прекрасно это знает, однако, в своем письме "скромно" умалчивает о том, что для реализации его предложения потребуется новое заседание межведомственной комиссии. У господина Генералова и группы FESCO большие проблемы, о чем фактически и говорит его письмо, но бывший министр пытается спрятаться за фразы типа "в процессе подготовки документа выяснилось", что претендент на госгарантии обязан представить в Минфин "полностью оформленные и зарегистрированные документы по обеспечению 50% суммы по кредитному договору". А что, господин Генералов не знал этого раньше, выбивая себе деньги в Минэкономике?
На этом фоне кажется тем более странным, что 16 декабря этого года совет директоров Европейского банка реконструкции и развития проголосовал за выдачу FESCO кредита в размере $100 млн. Как сообщает пресс-центр компании, "средства будут использованы для рефинансирования краткосрочной задолженности". То есть транспортники попросту занимают, чтобы расплатиться с другими долгами, срок выплаты по которым поджимает. Тем более странным кажется решение ЕБРР о выделении кредита компании, имущество которой практически уже заложено подчистую. "Почему банкиры так легко рискуют деньгами европейских налогоплательщиков, после того как сомнение в финансовой благонадежности компании выразил российский банк?", - задается вопросом "Новый регион". Со ссылкой на источники, близкие к руководству ЕБРР, агентство утверждает, что решение о выдаче кредита FESCO принималось непросто и не было единогласным, но руководство банка согласилось выделить займ после того, как за FESCO принялись хлопотать российские правительственные чиновники самого высокого ранга.
Сможет ли компания Сергея Генералова не подвести правительственных лоббистов и погасить кредит европейскому банку в срок и полностью? Или в краткосрочной перспективе FESCO ожидает процедура банкротства со всеми вытекающими? Ответов пока нет. Ясно лишь то, что, оказывая поддержку FESCO на европейском уровне, наши чиновники рискуют сильно подорвать доверие к российским компаниям вообще.
Конечно же, решением о выделении кредита в размере $100 млн серьезно подставился и ЕБРР. Представители правительств европейских стран теперь вправе спросить у руководства банка, на каком основании деньги европейских налогоплательщиков пошли группе, которая не может найти (судя по письму ее президента господина Генералова), 1,25 млрд руб. ($41,1 млн) необремененных активов для получения кредита у российского банка? Российский ВТБ не выдаст кредит FESCO в 2,5 млрд руб ($82,1 млн), а ЕБРР выдает кредит больший. Под какие гарантии, за какие заслуги? За долгое и плодотворное сотрудничество с отдельными представителями ЕБРР? Сотрудничество бескорыстное со стороны представителей ЕБРР?