25 дек. 2009 г.

Подмосковную землю воруют в гигантских масштабах

Пока губернатор Борис Громов отстаивает свою непричастность к хищениям, чиновники растаскивают сотни гектаров

Михаил Новицкий
Каждый год с сотнями гектаров подмосковных угодий происходят волшебные превращения. Земли сельхозназначения, пашни, леса и заповедные парки одним-двумя росчерками чиновничьих перьев превращаются в участки, пригодные для строительства жилья. А после распродаются на «закрытых» аукционах, к которым допущены или только избранные — видные политики и артисты, или вовсе только «свои» — такие же братья-чиновники, милиционеры и прокуроры. Как удалось выяснить программе «Специальный корреспондент» телеканала «Россия», «золотые» по меркам рынка сотки, оформленные когда на родственников и служанок, а когда и на подставных лиц, достаются чиновному люду за сущие гроши. Например, в апреле 2009 года администрация Сергиево-Посадского района устроила грандиозную распродажу 140 га Черниговского леса. Аукцион «по передаче земель в долгосрочную аренду с целью ведения личного подсобного хозяйства» устроился таким образом, что «арендаторами» оказались исключительно районные чиновники, милиционеры, прокуроры и нотариусы. Стоимость аренды — 1000 рублей за сотку в год. Но прелесть сделки в том, что построив на арендованном участке дом, арендатор получает первоочередное право выкупа по цене в разы ниже кадастровой. Чуть дороже продавал коллегам угодья глава Серпуховского района — по 2063 руб. за сотку. Позже счастливые землевладельцы перепродавали сотки по $ 10-20 тыс. Часть земель глава района Александр Шестун продавал через подставных лиц. К примеру, слесарь-сантехник местного «Водоканала» Виктор Дыев сначала «возглавил» некое ООО, а потом получил от администрации района 1,5 га элитной земли «под строительство супермаркета». Еще 5 гектаров по постановлению Шестуна «отошли» жене сантехника, якобы собственнице сразу нескольких коммерческих организаций.

Что примечательно, сомнительные земельные сделки совершаются на уровне руководителей местных администраций, в крайнем случае — на уровне глав районов. Местная общественность, разумеется, во всех творящихся безобразиях и винит районных начальников. А региональная власть к происходящему вроде бы и не причастна. Более того, губернатор Борис Громов даже обижается, если ему сказать: мол, воруют у вас в области землицу-то.

На самом деле, одного генеральского окрика вполне бы хватило, чтобы если не остановить чиновников-расхитителей, то хотя бы снизить масштабы воровства. Но сегодня главы районов и более значимые руководители в деле распродажи вверенных им земель ощущают себя совершенно раскованно и творят, что хотят. Менять «правила» в коррумпированной системе власти, похоже, руководитель не намерен. И даже в откровенно плохой игре стремится сохранить хорошую мину: отчаянно борется за личный имидж, всячески открещиваясь от раскрытых афер с имуществом области, в том числе со стороны его непосредственных подчиненных. Мол, эти нарушения не имеют отношения к областной собственности, за сохранность которой губернатор, как можно предположить, несет ответственность перед жителями региона и назначившим его президентом России. Кстати, на третий срок в декабре 2007 года генерал Громов был назначен с формулировкой «в связи с успехами в развитии региона»…

Отвечая не так давно на вопрос корреспондента телепрограммы "Вести Недели" по поводу хищений, совершенных экс-министром финансов Московской области Алексеем Кузнецовым, Борис Всеволодович сказал, как отрезал: "Никаких хищений бюджетных денег нет. Есть мошенничество за пределами бюджетной сферы в виде каких-то активов". Ой ли? А не из-за таких ли расхитителей миллиардов бюджет Московской области в текущем году пришлось в экстренном порядке наполнять из бюджета страны? Надолго ли хватит средств и терпения у федералов и дальше спонсировать регион с проворовавшимися чиновниками, предсказывать не беремся.